Оксана Филиппова
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Кто из нас в жизни не прикасался к «ремеслу» воспитателя? Пока ребёнок находится в колыбели, то выступает в роли воспитуемого, на него обрушивается весь поток педагогических средств, весь культурно-исторический запас. Но, как только в руки нему попадает кукла или плюшевый мишка, он уже на них начинает упражнять свои воспитательные способности. Далее педагогические изыскания продолжаются на братьях и сестрах, друзьях, в крайнем случае, на кошках и собаках. Каждый обязательно найдет возможность применить свои таланты в деле воспитания и дать «полезный» совет друзьям и близким, но всегда ли это грамотно? Кто может сделать это лучше педагога!
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Почему я выбрала профессию воспитателя? Для меня счастье – это осознавать, что ты причастен к великому делу Воспитания, и видеть, что крошечные росточки твоей заботы и любви проросли и взошли, обещая золотой урожай. Мне нравится моя профессия, и я верю в свои возможности, много думаю о детях, и стараюсь быть рядом с ними, а не над ними.
Мое вдохновение питается тремя главными источниками, первый из которых – это дети и мое постоянное общение с ними. Есть такое выражение: «Дети – не только наше будущее, но и наше прошлое». Мне думается, что дети – это наше и прошлое, и будущее, и настоящее. Прошлое, потому что весь опыт человечества в целом и личный опыт воспитания мы воплощаем в детях.
Настоящее, на мой взгляд, самый ответственный этап. Многие родители и педагоги видят будущий образ ребенка : «Вот когда он пойдет в школу, то поумнеет и перестанет капризничать и баловаться; а когда поступит в институт…» Тем самым отрицается самоценность настоящего периода жизни ребёнка. Настоящее настолько неуловимо и быстротечно, что ему часто не придают значения. Но важен каждый шаг, каждая минута, ведь именно эта минута совершает переход из прошлого в будущее, именно она показывает, что мы взяли из сокровищницы прошлого: добро, любовь, внимание, заботу или же отмахнулись от ребенка, оправдываясь отсутствием времени и большой занятостью. И этой минутой мы можем «воспитать» невнимание, нетерпение, замкнутость.
Многие родители так заняты карьерным ростом и всепоглощающей работой, что не могут уделять своим детям достаточно времени для общения и игр. И понимая это, мы, воспитатели, берем на себя этот невероятный груз, но тем не менее бесконечно важный.
Выдающийся педагог А. С. Макаренко считал, что многие ошибки в воспитании возникают от неумения педагога сказать детям убедительные слова, от незнания педагогической культуры : «…надо уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность».
Для меня важно, чтобы каждый миг общения с ребенком был пронизан любовью и желанием напитать его всем самым дельным, добрым, прекрасным, что накопило человечество.
Начинается рабочий день. Сейчас придет Ваня! Взрывной, неуверенный в себе, с обостренным чувством невостребованности ребенок.
- Здравствуй, Ваня! Как мы тебя ждали. Ведь только ты сможешь это сделать. Ваня спешно раздевается.
- Здравствуйте! А что сделать?
Я шепчу доверительно:
- Так чисто и аккуратно протереть листочки можешь только ты.
Ребенок с важным лицом идет за тряпочкой и начинает работу.
А как интересно беседовать с ними, сколько небывалых и фантазийных вещей узнаешь.
- А перистые облака состоят из перьев.
- В грозе есть лампочка, которая дает ток.
- Колеса – это сапожки у машины.
И самое чудесное, когда вечером, перед уходом домой, Серё жа шепчет мне на ухо:
- А вы, как мама! Можно я вас поцелую?
Посылаю ему воздушный поцелуй, а эти слова согревают мне сердце.
Второй источник моего вдохновения в работе – это опыт и энтузиазм коллег, которые дают толчок к творчеству.
Помню один важный совет наставника вначале моего педагогического пути. Увидев, как я строго сообщаю маме Сережи о его шалостях и проделках, она чуть позже сказала мне наедине: «Никогда не жалуйся родителям на поведение их ребенка! Этим ты признаёшься в своем непрофессионализме и в неумении владеть ситуацией, ведь это ты не смогла занять детей, разрешить конфликт!» И я стала учиться быть внимательной, терпеливой, изобретательной и тактичной. Я познала и радость открытий, и счастье сопереживания, научилась быть актрисой и режиссером. Ведь работа воспитателя – это умение перевоплощаться и забывать обо всем, кроме главного – любить детей. К тому же современный педагог должен обладать энергией, оптимизмом, терпением и доброжелательностью, верить в свои силы, и возможности детей, помогать им осваивать мир, быть партнером семьи ребенка. Третий источник моего вдохновения – это общение с наукой, изучение и извлечение чего-то нового из книг ученых и великих мыслителей.
Выражение «ни дня без строчки» - это тоже о воспитателях, так как без познания, изучения и осмысления педагогической и художественной литературы педагог не в состоянии творить и похож на художника, имеющего в руках только уголь.
Литература для меня – это источник, помогающий произвести отбор наиболее эффективных средств взаимодействия с ребенком, ответить на его вопросы.
То, что профессия педагога необычна, подтверждает высказывание древнего философа Т. Назнанзина: «Образовывать человека, существо самое непостоянное и самое сложное из всех, - есть искусство из искусств», т. е. воспитание – это не просто искусство, а высочайшая ответственность педагога за то, что он делает и как. Это искусство учить и постоянно учиться самому. Чем больше педагог знает и умеет, тем легче и интереснее ему будет работать с детьми.
Академик Ш. А. Амонашвили говорил, что с детьми необходимо постоянно делиться своими впечатлениями и давать возможность высказывать им свои радости и горести. Поэтому я стараюсь предлагать детям такие увлекательные дела, к которым они могут приступить сейчас же, а первые шаги, предпринятые в осуществлении этих дел, приводят их к первым успехам. Достичь высокого уровня мастерства можно, если ты в душе творец, способный наслаждаться не только результатом, но и самим процессом создания.
Профессия педагога необычна еще и тем, что она универсальна. Воспитатель обладает основами точных, естественных и гуманитарных наук, умеет отвечать на все детские «почему». Он – музыкант и певец,танцор и художник, скульптор и чтец.
По выражению Я. А. Коменского, «дети являются драгоценнейшим даром, ни с чем несравнимым сокровищем». И деятельность воспитателя, как обладателя этого бесценного дара, почетна и ответственна.
Вот почему я выбрала профессию воспитателя дошкольного учреждения.