Ирина Сыркина
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя педагогическая философия»
«…Счастье в труде плодотворном,
Когда ты нашёл, что искал,
Счастье – что самое доброе
Людям ты щедро отдал».
(В. А. Сабанова)
Для чего мы приходим в этот мир? Сложный вопрос.
Как найти свое, то единственное место в жизни и понять, а правильный ли выбор ты сделал? Что повлияло на этот выбор? А может это судьба? Ответы на такие вопросы всегда остаются загадкой. У каждого из нас все в жизни происходит по-разному…
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Выбор педагогики в качестве основного направления моей профессиональной деятельности был не случаен. Основателями нашей семейной учительской династии были, моя бабушка, тети и даже старшие сестры. С детства я любила играть с куклами в школу, учить их, воспитывать. И вот, с окончанием школы, я все-таки решила выбрать профессию педагога.
Волею обстоятельств, оказавшись в детском саду, я полюбила своих воспитанников всей душой. Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым.
Каждый ребёнок уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость.
Общение с детьми - каждый раз своего рода экзамен. Маленькие мудрые учителя и проверяют тебя на прочность, и одновременно любят тебя всепоглощающей любовью, в которой можно раствориться без остатка. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны.
В своей работе руководствуюсь словами великого писателя Л. Н. Толстого, который сказал: «Чтобы поверить в добро, нужно начать делать его». Я учу детей любить людей, делать добро. Конечно, наивно полагать, что все эти истины войдут в сердце каждого ребенка, и уже завтра он будет везде и всегда поступать правильно. И все-таки хочется надеяться, что в сердцах моих воспитанников будет достаточно доброты, любви, сопереживания для тех, кто в этом будет нуждаться.
В современных условиях объем необходимых для жизни людей знаний резко и быстро возрастает. Поэтому так важно привить детям умение самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее. Это главное условие для самоопределения и самореализации человека в будущем.
Мой педагогический принцип – помочь ребенку раскрыться, стать активным деятелем, способным задавать вопросы и свободно высказывать свое мнение. В это время важно выявлять природные задатки каждого ребенка и на их основе развивать те или иные способности, сохраняя индивидуальность. Интересы, потребности детей побуждают меня находить новые методы, приемы и формы работы, которые способствовали бы наиболее полному раскрытию неповторимого потенциала личности, главными из которых, я считаю, проблемно-поисковый и проектный. С их помощью я стремлюсь научить детей самостоятельно находить ответы на любые поставленные вопросы, строя свою работу в форме диалога и направляя деятельность детей в нужное русло. Порой необходима целая система заданий разного уровня сложности, позволяющая проявить многообразие решений. Ведь это учит детей самостоятельно мыслить, сопоставлять факты, что способствует в дальнейшем проявлению интереса к обучению в школе.
Пытаясь как можно продуктивнее использовать время занятий, я стараюсь сделать их не только познавательными, но и творческими, интегрируя различные формы работы и новые технологии. Чтобы развить у детей инициативу, старательность и сформировать интерес к познанию нового, стараюсь вовлекать каждого в образовательный процесс, создавая условия для успеха, движения вперёд. Скуке и праздности в любом виде деятельности малышей детского сада нет места!
И чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой, необходимо желание расти в профессии, как педагог, который со временем, с приобретением опыта становится только мудрее. Сейчас, в связи с реализацией и внедрением ФГОС в дошкольных учреждениях, для педагогов предоставляется больший объём для развития творческих и проектных возможностей, для саморазвития. И только при очень большом желании можно достигнуть наибольших высот. Воспитатель должен идти вперед, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом. Поэтому я, особое внимание в своей работе уделяю малым фольклорным жанрам. Они позволяют стимулировать эмоциональное, речевое развитие детей младшего дошкольного возраста. Формировать правильную и красивую речь, обогащать и расширять словарь детей, облегчают процесс ознакомления с окружающим миром. Воспитываю любовь и уважение к родному дому, родной улице, поселку. Учу беречь природу, уважать старших, бережно относиться к труду взрослых. Развиваю у детей интерес к доступным для его возраста явлениям общественной жизни. Особое внимание я уделяю играм детей в «Дочки-матери», пытаясь научить детей, уважительному отношению друг к другу и «детям» в своей «семье». Развитие толерантности очень важно в современном мире, когда люди могут оскорбить человека только за то, что он с ним не согласен.
Каждый день, проведенный с моими детьми, приносит не просто удовлетворение, а нечто большее. Я не только учу детей «мудростям жизни», даю определенные знания, умения и навыки, но и сама с каждым днем, с каждой минутой многому учусь у своих малышей, проживая с ними их сложную детскую жизнь.
Мир вокруг нас изменяется каждый день, меняются и дети, но я считаю неизменным самое золотое правило в воспитании детей – уважение к личности ребенка, его права быть самим собой.
Всегда помню, что невозможно ничему научить ребенка, если он сам этого не захочет, если ему это не интересно. Поэтому стараюсь быть для своих воспитанников разнообразной, нескучной, необычной, интересной.
Чем больше воспитатель знает и умеет, тем легче и интереснее ему будет работать с детьми. А ещё нужно иметь жизнерадостный и весёлый характер, умение не сердиться на ребёнка, избегать монотонности, скуки. Дети оптимистичны по натуре и очень ценят эти качества в своём воспитателе и стараются ему подражать. Жизнь детей в детском саду должна быть праздником, поэтому во время работы я стараюсь создать хорошее настроение себе и своим детям – кому советом, кому шуткой. Высшее проявление педагогической успешности - улыбка на лицах детей.
Для меня моя работа - это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.
Работая воспитателем 7 лет, я могу сказать – лучше моей профессии нет! Она заставляет меня забыть все огорчения и обиды, даёт возможность быть маленьким ребёнком! Ну а что же главное? А главное в нашей профессии – любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им каждый миг частичку своего сердца. Я думаю, мне удается подобрать заветный ключик к каждому детскому сердечку. Важно, что они мне доверяют и с удовольствием каждый день идут в детский сад.