Татьяна Вологдина
Эссе «Как я понимаю миссию современного музыкального руководителя, реализующего ФГОС ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка – величайшее из искусств, способное заставить человека проявлять всю гамму чувств, эмоций. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность, способствует всестороннему развитию.
Жизнь в современном мире диктует новые потребности, ставит новые цели и задачи. И если хочешь идти в ногу со временем, ты должен меняться сам, искать новые методы решения проблем, новые пути реализации поставленных задач.
Публикация «Эссе „Как я понимаю миссию современного музыкального руководителя, реализующего ФГОС ДОУ“» размещена в разделах
Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в том числе и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.
На современном этапе педагогическая деятельность требует от музыкального руководителя обращения к новым формам, которые позволяют развивать дошкольников через игру. Каждое музыкальное занятие основывается на игровой мотивации, вызывая у детей радостные эмоции, способствует становлению его личности, закрепляет знания об окружающем мире, развивает речь, творческую инициативу и эстетический вкус! Начиная с младшей группы, я создаю условия для экспериментирования детей со звуками. Слушание образных музыкальных произведений, пение, выполнение доступных танцевальных движений, игра на детских музыкальных инструментах помогает детям различать характер музыки, её жанры. В старшем возрасте дети, используя возросшую самостоятельность и накопленный музыкальный опыт, становятся активными участниками танцевальной, вокальной и инструментальной деятельности. Для меня очень важно повысить самооценку ребёнка – ведь человек, уверенный в себе, своих силах и возможностях, добивается высоких результатов. Поэтому я хвалю каждого ребёнка, даже в том случае, если у него что-то не получилось. Не получилось сегодня – обязательно получится завтра!
Одной из задач ФГОС ДО является «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности». Данная задача не может быть реализована каждым участником образовательных отношений в отдельности. Здесь очень важно тесное взаимодействие воспитателя и специалистов ДОУ.
Праздники и развлечения играют огромную роль в развитии музыкальной культуры, накапливается опыт взаимодействия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. На праздники я включаю самый разнообразный музыкальный репертуар : детскую, современную, классическую, народную, джазовую и электронную музыку. Стихи современных поэтов и классиков, картины известных художников. Сочетание различных видов искусства рождает особое восприятие и понимание музыкальных, поэтических, живописных произведений.
Дети с удовольствием принимают участие в подготовке праздников: готовят вместе с взрослыми элементы оформления (цветные или новогодние гирлянды, ёлочные игрушки, снежинки, листочки, цветы и т. д.); выставки рисунков, поделок; поздравительные открытки и т. д. Я и родителей вовлекаю в увлекательный процесс подготовки и проведения праздников и досугов. Они готовят для своих детей костюмы, атрибуты, принимают участие в оформлении музыкального зала, группы, холлов детского сада. Участвуют в совместных с детьми конкурсах, играх, плясках, поют частушки и инсценируют сказки.
Изменились требования к музыкально-развивающей среде – она должна быть насыщенная, несущая информационную функцию, побуждающая детей делать сознательный выбор, реализовывать собственные инициативы,создавать условия для обучения ребёнка в процессе самостоятельной музыкально-художественной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности (умственные, игровые, творческие и т. д).
Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребёнка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребёнка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.
Основная цель моей работы как музыкального руководителя – создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности ребёнка. Формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на музыкальных занятиях в детском саду. И я поддерживаю высказывание Н. К. Крупской: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать.».