Алевтина Зимарева
Эссе «Инновационные подходы в управлении. Мои маленькие достижения!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конкурс "Педагогический дебют - 2016"
Профессия педагога была близка мне еще со школьной скамьи. Будучи старшеклассницей, находила время заниматься с младшими школьниками, научилась их понимать, жить их проблемами, постигла многогранный мир детства. В другой профессии я себя уже не видела, так как педагог – это созидатель, творец, ему открыто самое дорогое и самое хрупкое – детские души, которые ждут тепла, доброго слова, новых знаний и готовы всегда отвечать взаимностью. Окончив дошкольное отделение Орского педагогического училища, я готова была окунуться в мир дошкольного детства, но судьба распорядилась иначе. Из-за дефицита учителей в сельских школах была вынуждена начать свою педагогическую карьеру учителем биологии. Одновременно с получением высшего образования я осваивала новую для себя профессию. Так сложилось, что по происшествии 25 лет я вернулась к своей первоначальной профессии и, имея большой багаж педагогической деятельности за спиной, начала все с чистого листа. Сейчас я третий год работаю старшим воспитателем детского сада.
Темочки:
Детский сад – это мир детства. Он должен быть таким, чтобы дети в нем росли и развивались по-настоящему успешными и счастливыми, самостоятельными и инициативными. Однако на практике наблюдается иное. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, технологизация, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.
Родители приводят ребенка в детский сад, прежде всего, для качественной подготовки к поступлению в школу, а также ради надежного присмотра за детьми. Сам же ребенок приходит в сад гулять и играть с детьми. Как известно, в дошкольном детстве игра – это основной вид детской деятельности, однако в режиме на нее отводится от 30 до 50 минут в день. В большинстве случаев работа строится так, что для игры и общения постоянно не хватает времени.
Такое положение вещей не позволяет эффективно развивать у детей определенные личностные качества, которые формируются в разных ситуациях и разных формах активности, когда ребенку предоставляется возможность соотносить свое поведение с нормативными или ситуативными требованиями, ожиданиями других людей.
Таким образом, анализ ситуации, а также необходимость в создании условий для постоянного профессионального роста педагогов, в удовлетворении их потребности в движении вперёд, привели меня к простой управленческой идее - идее создания проекта по организации дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Если сказать языком наших воспитанников – это «большая игра по правилам», которая направлена на развитие личности малыша и его взаимодействие с детьми и взрослыми.
Конечно же, на первых порах все было не так уж гладко. Педагоги в уже сложившемся коллективе поначалу новую идею и правила восприняли в штыки: «Зачем что-то менять, когда у нас и так все хорошо?». Поэтому на первом этапе возникла задача выработать общее видение проблемы, апробировать новые технологии, способные продемонстрировать педагогам слабые места, и стимулировать их к овладению новыми способами взаимодействия с детьми и родителями.
Для этого были проведены опросы педагогов и родителей с целью выяснить, что они понимают под терминами «саморегуляция» и «социализация». Опрос показал, что понятие «саморегуляция» слито в сознании с понятием самостоятельности, развитию которой, по мнению опрошенных, необходимо уделять больше внимания. Родители обнаружили размытое понимание термина «социализация» и стойкое убеждение в том, что предназначение детского сада - формирование у детей учебных навыков для успешного обучения в школе.
С целью мотивации педагогов к инновационной деятельности, а также с целью корректировки видения педагогами существующих в их группах проблем я предложила создать для детей проблемные ситуации и понаблюдать, как будут вести себя дети в новых для себя условиях. Совместный анализ и обсуждение результатов проведенных мероприятий убедил воспитателей в необходимости работы по проекту социального развития дошкольников.
На втором этапе работы был составлен проект на основе методического пособия «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации», разработанного Натальей Петровной Гришаевой, старшим научным сотрудником Института социологии РАН, который отражает систему работы в инновационном режиме и удовлетворяет потребности социального заказа родителей – в подготовке ребенка к жизни в социуме. В основе социализации лежит развитие саморегуляции поведения дошкольников. Это общая тема, объединяющая девять педагогических технологий: «Клубный час», «Ситуации месяца» (у нас «Тема месяца», «Дети-волонтеры», «Социальные акции», «Волшебный телефон», «Проблемные педагогические ситуации», «Развивающее общение», «Рефлексивный круг», «Коллективный проект», все они направлены на развитие саморегуляции поведения и социализацию дошкольников.
Проект состоит из двух взаимосвязанных частей: моя методическая работа с педагогами по ознакомлению с новой технологией и ее реализация в практической деятельности воспитателей под моим руководством.
В 2015-2016 учебном году нами апробировано несколько технологий. Суть технологии «Клубный час» состоит в том, что дети средней, старшей и подготовительной групп в течение одного часа перемещаются по всему зданию детского сада, соблюдая определенные правила поведения и по звонку колокольчика возвращаются в группу. В данной работе принимают участие все сотрудники детского сада, а также, по желанию, родители воспитанников. При подготовке проводится большая работа с сотрудниками и родителями воспитанников. Для того чтобы обеспечить свободное перемещение по детскому саду, детям создаются безопасные условия, поэтому все сотрудники находятся на местах, где организуется детская деятельность. В помещении пищеблока дети помогают повару, в медицинском кабинете катают ватные шарики, в компьютерном кабинете играют в развивающие игры, раскрашивают картинки, собирают пазлы, в музыкальном зале дети играют на разных музыкальных инструментах, используют костюмы для театрализации сказок, в спортивном зале устраивают эстафеты, играют в подвижные игры. В групповых помещениях организуются разнообразные виды детской деятельности. Дети впервые в условиях детского сада могут самостоятельно решать, чем им заняться, какой кабинет посетить, сколько потратить времени на его посещение.
В рамках технологии «Рефлексивный круг» дети анализируют прошедший час, находят ошибки в своем поведении и поведении товарищей, обсуждают, чем бы им хотелось заняться в следующий раз. Дети выступают на одном уровне с воспитателем и, что очень важно, именно решением детей в группе утверждаются правила.
Технологию «Ситуация месяца» мы преобразовали в «Тему месяца», которая сочетается с темой образовательного процесса.
Освоение новых технологий продолжается.
В реализации проекта задействованы все сотрудники детского сада:
- заведующий осуществляет контроль за реализацией проекта;
- я, как старший воспитатель, координирую деятельность сотрудников через еженедельные консультации и оперативные совещания, разрабатываю план работы по всем направлениям взаимодействия с детьми, родителями, социальными партнерами, обеспечиваю методическую поддержку участников реализации проекта, осуществляю аналитическую деятельность и информационное обеспечение проекта;
- педагоги и специалисты детского сада разрабатывают сценарии клубных часов, проблемных педагогических ситуаций, итоговых досугов, социальных акций, мероприятий с участием детей-волонтеров;
- заведующий хозяйством обеспечивает материально-техническое обеспечение проекта.
Исходя из проблем социальной жизни воспитанников, современных проблем детско-родительских отношений, мы определили задачи социального развития детей в нашем детском саду:
- освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг с другом;
- развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;
- освоение детьми на начальном уровне социальных ролей: я – член коллектива, я – член семьи, я – мальчик или девочка, я – житель России, я - житель Земли;
- развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта.
Каждый месяц с педагогами прорабатывается новая тема – это «Тема месяца». Содержание «Темы месяца» соответствует возрастным особенностям детей, их интересами, соответствует проектированию образовательного процесса в детском саду.
Воспитатель, работающий по этому проекту, не может не быть творческой личностью, так как в начале «Темы» ставятся только ее основные цели и прогнозируются результаты, к которым необходимо прийти в конце месяца. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно.
Таким образом, работа педагогов заключается в постоянном поиске идей для реализации темы в образовательном процессе: как создать такие ситуации и формы активности детей, при которых будет происходить развитие саморегуляции и социализации в максимально адекватных для дошкольного возраста условиях?
Решению вышеназванных вопросов позволяют обучающие вебинары, семинары-практикумы, а также самообразование педагогов по изучению авторских технологий современной социализации дошкольника, что способствует повышению уровня педагогической компетенции педагогов. Положительные результаты деятельности оказывают благотворное влияние на повышение самооценки. Если в начале проекта у педагогов возникали вопросы «как это сделать?», то сейчас с этим вопросом к ним обращаюсь я.
Результаты работы по данной технологии позволяют судить об успешности решения следующих задач:
- воспитание у детей самостоятельности и ответственности, дружеских отношений в детском коллективе, уважительного отношения к окружающим, благодарное отношение к помощи и знакам внимания;
- обучение детей ориентировке в пространстве и времени;
- формирование умений проявлять инициативу, планировать свои действия и оценивать их результаты.
Работая над проектом, я убедились, что детям очень нравится общаться, придумывать правила и выполнять их, самостоятельно выбирать то, чем им хочется заняться, возможность посещать другие группы и помещения детского сада. Дети получают не формальные знания о правилах поведения в обществе, а приобретают практические навыки и умения, становятся более самостоятельными и инициативными. «Это самый лучший день в моей жизни!» - ответ одного из воспитанников на мой вопрос, нравится ли ему Клубный час.
Использование данных технологий в условиях детского сада, способствуют эффективной социализации дошкольников, достижению целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО.
Данные технологии способствуют интеграции образовательных областей в педагогическом процессе. Дают возможность проявлять всему коллективу детского сада инициативу и творчество, мотивируют на успех, повышают самооценку педагогов.
Профессионализм педагога во многом определяется тем, насколько успешно он работает в союзе с родителями детей. В своей работе я стараюсь убедить педагогов в тщательном изучении семей воспитанников, существующих в них традиций и подходов к воспитанию с тем, чтобы находить общий язык с родителями и более эффективно вовлекать и в конкретные дела, занятия, проекты, организуемые в детском саду. Реализация проекта по социализации детей привлекает все большее внимание родителей, они с удовольствием откликаются на просьбы воспитателей в подготовке к тематическим Клубным часам. Создают макеты, костюмы, участвуют в выставках. Их очень радует то, с каким восторгом дети рассказывают о прошедших мероприятиях и ждут новых.
Реализация проекта по социализации дошкольников в условиях созданного дружественного социума, ее первые, но уже убедительные результаты - это и есть мои маленькие достижения.