Оксана Филатова
Инновационные подходы к правовому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время для эффективной работы дошкольных учреждений актуальным является деятельность в инновационном режиме, в постоянном поиске новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Рассматривая сущность педагогических инноваций, можно отметить, что они предполагают внедрение новых идей, технологий в педагогическую отрасль; это процесс создания, освоения и практической реализации, педагогических научно-практических достижений [1].
Темочки:
В настоящее время одним из инновационных направлений является работа по формированию правовой культуры дошкольников.
Анализ литературы показал, что традиционно правовое воспитание детей дошкольного возраста рассматривается в совокупности с изучением семейных взаимоотношений. В то же время разработано достаточное количество специальных уроков, занятий по правам детей, рекомендованных для работы с дошкольниками. С. А. Козлова отмечает, что необходимо сформировать у ребенка представления о самом себе, о своих правах и обязанностях. При этом важно не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника [2].
Однако в практике дошкольных учреждений данное содержание не всегда находит отражение, что позволяет считать работу над формированием
правовой культуры у детей дошкольного возраста инновационным направлением дошкольной педагогики.
Нами было проведено наблюдение за детьми во время игр, занятий и общения, а также беседы на темы «Права ребенка» и «Как поступить?». В процессе этой работы выяснялось, какие представления ребенок имеет о своих правах. Детям были заданы вопросы: «Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?», «Какие права есть у тебя?», «Какие права есть у других детей?», «Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?». Исследование показало, что с детьми необходима целенаправленная работа по формированию знаний и представлений о правах человека. Ознакомление детей с правами в игровой деятельности и на специально организованных занятиях позволяет формировать у ребенка чувство справедливости и всеобщего равенства. В игре недопустимы несправедливость, а также меры воздействия, принижающие человеческое достоинство детей, нарушающие их право быть любимыми, равными среди других.
При подборе игр и занятий мы учитывали, что правовое образование дошкольников предполагает ознакомление с конкретными и понятными им правами на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство; на развитие, образование, отдых и досуг; на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот; на свободу слова, мысли и деятельности [3].
Нами был апробирована система занятий на тему «Путешествие в город Счастья», цель которого – закрепить знания о правах на имя, на обучение, на медицинское обслуживание, на защиту; «Право на жизнь. Мама – вечное слово» (цель – познакомить детей с содержанием «Конвенции ООН о правах ребенка»; довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь, никто не вправе покушаться на жизнь и здоровье человека; формировать чувства гуманного отношения
друг к другу, к родителям); «Право на имя» (цель – закрепить знания детей о том, что каждый человек имеет право на имя; познакомить детей с ласковыми формами имен; рассказать о том, кто такой тезка, вспомнить имена предков, сказочных героев, современные имена) [4].
Одновременно проводились игры, направленные на расширение области правовых знаний детей. Например, это игра «Я имею право…», цель которой – закрепление представлений детей о правах людей, воспитание положительного отношения к правам других людей. В ходе игры детям предлагался набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка», а также картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т. п.) и шаблон «Я имею право» (в виде знака «+»). В ходе игры дети поочередно выбирали те картинки, которые соответствуют статьи Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право». Затем каждый ребенок объяснял причину своего выбора, остальные обсуждали правильность принятого решения.
По результатам проведенной работы было выявлено, что после проведения серии занятий по правовому воспитанию наблюдаются положительные изменения в знаниях детей в области права.
Данную систему можно использовать в широкой педагогической практике с целью повышения правовой культуры дошкольников.
Литература
1. Майер, А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие / А. А. Майер. – М. : Творческий центр «Сфера», 2008. – 116 с.
2. Козлова, С. А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру / С. А Козлова. – М. : Дрофа, 2000. - 188 с.
3. Детский сад, семья, школа – сотрудничество во благо ребенка : Материалы ІІ Республиканской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, г. Минск, 26 апреля 2007 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка. – Минск : БГПУ, - 2007. – 132 с.
4. Бабич, Л. Н. «365 увлекательных занятий для дошкольников» / Л. Н. Бабич. – М. : Айрис–пресс, 2000. – 256 с.