Наталья Николаевна Косинова
Позиция педагога в управлении детской игрой
▼ Скачать + Заказать документы
Игра имеет преимущество по сравнению с другими видами деятельности в дошкольном возрасте, так как дает возможность организовать прежде всего жизнь самих детей, способствует развитию активности, самостоятельности. Именно в деятельностной форме игры находит достаточное выражение самостоятельности ребенка. Неслучайно К. Д. Ушинский отмечает, что ребенок не играет тогда, когда его занимают игрой, и тогда, когда его заставляют играть. Специфичность игры, обусловленная ее сущностной характеристикой и структурой, делают ее деятельностью, требующей управления. Для управления детской игрой необходим высокий профессионализм, который выражается в знании психологии игры, психологии ребенка и наличии определенных качеств и умений педагога. Эффективное управление детской игрой связано с признанием самоценности детства и детской игры. Руководствуясь этой научной позицией при управлении игрой, педагог осуществляет педагогическое взаимодействие с ребенком и создает условия для стимулирования его активности, самостоятельности и творческого мышления. Именно в этом проявляется педагогическое мастерство при управлении игрой. Осуществляя эту уникальную деятельность педагог встает на различные позиции, что определяет руководство игрой как большое искусство. Уникальность в руководстве игрой выражается в сохранении иллюзии, чтобы достичь эффективности игры.
Публикация «Позиция педагога в управлении детской игрой» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Познавательная сущность детской игры, которая обуславливается ее природой отражения (в игре отображается окружающий мир, способствует обогащению детей общественным опытом. Творчество детей в игре определяется богатством их опыта. Учитывая это, педагог занимает позицию организатора, который готовит условия игры, а именно:
• знакомит детей с окружающим миром посредством наблюдений;
• закрепляет их впечатления об окружающем мире и создает положительное отношение к нему, используя картины, музыку, танцы, театр и др. ;
• создает игровую обстановку и подбирает материалы для игры.
На этапе предварительной подготовки к игре педагог организует весь педагогический процесс с целью активизации детей. Богатство детской игры – серьезная педагогическая задача. Воспитателю необходимо обладать педагогической культурой, чтобы сделать компетентный выбор материалов для полноценной игры. Очень актуальна позиция педагога как руководителя игры, обеспечивающего условия для свободного и естественного проявления личности детей. Такой подход к ребенку в процессе игры соотносится с ее специфичностью как самостоятельной деятельности, авторы которой – дети. Педагог проявляет свою роль руководителя во время самой игры. Начало игры является особенно трудным, так как совпадает с планированием деятельности, а это сложный процесс. Сложность связана с возрастными особенностями детей:
• импульсивность детей затрудняет сосредоточение их внимания на абстрактной деятельности;
• наглядно-образное мышление детей и своеобразие их психологических процессов затрудняют осуществление такой сравнительно сложной умственной деятельности, как планирование, требующее обдумывания следующих примерных вопросов.
Во что играть? Кем они будут в игре? Где они будут находиться во время игры? Какие атрибуты необходимы? Каким должен быть руководитель игры? Доступными вопросами педагог стимулирует и направляет планирование игры детьми. Возможны два основных варианта управления детской игрой. Первый из них более популярен и применяется на всех этапах развития игры. Он состоит в предложении идей педагогом, если игровой сюжет не развивается, в провоцировании изменения сюжетной линии, снова по тем же причинам, во включении игровых атрибутов и др.
Второй вариант используется педагогом, когда игровые умения детей несовершенны или игра для них новая. Его сущность состоит во включении педагога в игру как равноправного партнера. С этой позиции он руководит игрой. Благодаря своему личному участию, с позиции определенного персонажа, педагог является наглядным примером в достижении игровых умений играющими детьми. Кроме позиции руководителя игры, педагог часто занимает позицию консультанта. Чем больше доверие детей к педагогу, тем чаще они задают ему вопросы, связанные с игрой, начиная с распределения ролей и игрушек, уточнения правил поведения, доходя до разрешения конфликтов. С этой позиции педагогу не следует давать готовые ответы. Нужно попытаться на примере сходных ситуаций и с помощью провоцирующих вопросов стимулировать детей, чтобы они пришли самостоятельно к ответам на волнующие их вопросы. Для детей самая любимая позиция педагога – его прямое включение в детскую игру. Дети любят вместе с педагогом строить, играть, исполнять роли. Для детей игра – эксперимент, и настоящая жизнь. Чтобы сохранить обаяние детской игры, педагог принимает и позицию аниматора в ней. Взрослый забавляет детей, используя различные варианты для приобщения их к игре. Управление детской игрой предполагает еще одну позицию педагога. Это его коммуникативная роль, которою он исполняет по отношению к детям. Коммуникативная роль педагога способствует объединению детей в группе и стимулирует их общение.
Рассуждения о многоаспектности позиций педагога, принимая все эти роли, педагог создает условия для превращения играющего ребенка в субъект деятельности и раскрывает перед ним широкие горизонты для развития.