Ольга Бурякова
Консультация для педагогов «Инновационные подходы к организации и оснащению коррекционных уголков для детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Немаловажное значение в решении проблемы интеграции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условия дошкольного образовательного учреждения имеет организация предметно - развивающей среды в учреждении.
Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, т. е. среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната. Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
Публикация «Консультация для педагогов „Инновационные подходы к организации и оснащению коррекционных уголков для детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В состав предметно-развивающей среды в группах для слабовидящих детей в первую очередь входит коррекционный уголок, который представляет собой специально оборудованное пространство для игр и занятий детей индивидуально и небольшими подгруппами. Он оснащен полками, расположенными на разном уровне, учебной доской, игровым, дидактическим и наглядным материалом. С их помощью воспитатели создают условия для коррекции отклонений в развитии детей. В ходе самостоятельной деятельности воспитатели организуют индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Используя материал коррекционного уголка, нужно помнить о том, что в начале обучения мы используем более легкие игры для восприятия. На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак. Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через несколько дней можно переходить к новым. Обучение должно проходить в игровой форме. Время проведения игр не должно превышать 10-15 минут.
Воспитатель должен знать диагноз заболевания и состояние зрительных функций каждого ребёнка своей группы (острота, характер зрения и т. д.) для того, чтобы величина предъявляемых объектов определялась в зависимости от зрительных возможностей ребёнка. Зная зрительный диагноз, он будет чётко знать, что дальнозорким детям необходимо давать более мелкие предметы и детали, а близоруким (миопикам) более крупного размера. Кроме того, при оформлении пособий для детей с нарушением зрения необходимо помнить, что эти дети лучше различают чёрные объекты на белом фоне, по сравнению с белым на чёрном. Они лучше воспринимают заполненные, силуэтные фигуры, нежели контурные.
Общие требования к коррекционным уголкам:
Должна быть картотека коррекционных игр. В картотеке необходимо указать название и цель данной игры.
1. Развитие зрительного восприятия.
А) Плеоптический период:
• Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины
• Игры на соотношение сенсорного эталона с реальным предметом (изображение-круг + реальный предмет-яблоко)
• Игры на сличение контура, силуэта с реальным изображением
• Упражнения на фланелеграфе, ковролине
• Упражнения с применением обводки, трафаретов
• Игры и упражнения на локализацию, фиксацию взора («Попади в мишень», «Прокати шарик»
Б) Ортоптический период:
• Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины (увеличивается количество оттенков цвета, разнообразие форм, больше величин)
• Игры на развитие глазомера
• Игры и упражнения на развитие зрительно-моторной координации
• Упражнения на нахождения целого по одной части
• Составление на фланелеграфе сюжетных картинок
• Игры на создание фигур-силуэтов из специальных наборов (Танграм, Коломбово яйцо, Пифагор)
К развитию зрительного восприятия относится большое количество игр. Такие дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, «Сложи узор», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, воссоздавать форму из геометрических фигур. Таким образом, работа в коррекционном уголке с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.
2. Развитие пространственной ориентировки
• Игры на развитие ориентировки в пространстве (на себе и относительно себя «Модель человека»)
• Игры на ориентировку в микроплоскости (доска, фланелеграф, стол, лист бумаги)
3. Развитие слухового восприятия и обоняния.
Игры и игровые средства на слуховую ориентировку: шумовые коробочки, звучащие игрушки (заместители, аудиозаписи «Шум леса», «Шум улицы», баночки для развития обоняния (должна быть инструкция по применению таких баночек). сказать о Киндер.
4. Схемы, лабиринты. Работа с лабиринтами хорошо тренирует мышцы глаза
5. Развитие осязания (тактильных ощущений) и мелкой моторики.
• Игры на ознакомление со строением рук человека.
• Игры на различение различных поверхностей предметов (каталоги с различными видами ткани, бумаги; различные нитки; материалы: дерево, железо, пробка, резина).
• Индивидуальные пальчиковые бассейны с различными наполнителями: мелкие морские камни, крупные бусы, шарики
Особое значение для детей с нарушениями зрения имеет развитие мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной мере компенсирует недостаток зрения. Для развития и стимулирования осязательных и тактильных функций применяются такие игровые средства, как тактильные дощечки, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения.
6. Развитие социально-бытовой ориентировки.
• Игры на классификацию, обобщение
• Игры на знание ПДД
7. Развитие познавательной сферы (внимание, память, мышление) и речи.
• Игры на развитие фонематического слуха.
• Игры на обогащение словарного запаса (наличие опорных схем, алгоритма описания предмета)
Коррекционный уголок должен быть эстетично оформлен, быть доступным детям и достаточно освещен. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам (машина меньше дома, помидор меньше капусты, быть точным по форме и деталям.
Большое внимание необходимо уделять эстетике коррекционного уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к пособиям.
В коррекционном уголке необходимо иметь:
• Мозаика (3-х размеров)
• Пирамидки (от 3х до 14 колец)
• Матрёшки (от 3х до 10)
• Трафареты (линейные, геометрические, предметные, внешние и внутренние)
• Вкладыши (плоские и объёмные)
• Плоские и объёмные геометрические формы.
• Обводки с калькой (по точкам, по контуру)
• Счётные палочки
• Шнуровка
• Прищепки
• Игрушки-застёжки
• Плетение (коврики)
В коррекционных уголках обязательным предметом являются подставки (для детей со сходящимся косоглазием).
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня длительностью от 3 до 5 минут. (Схемы зрительных траекторий по В. Ф. Базарному. Эти упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния.)
Я считаю, что в коррекционном уголке должны находиться комплексы зрительных гимнастик, зрительные ориентиры, которые мы используем при проведении зрительных гимнастик.
Во время гимнастики двигаются только глаза, голова неподвижна.
Упражнения для глаз:
- вправо – влево;
- вверх – вниз;
- далеко – близко (удалять и приближать предмет);
- по кругу - слева направо;
- по диагонали - снизу вверх;
- по диагонали – сверху вниз.
Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, но не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Предмет не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и с окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные – располагаются дальше. Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание и результаты детей.
Коррекционный уголок (центр коррекции, дефектологическая зона) включает в себя специальные дидактические пособия и игры, позволяющие правильно организовать коррекционно-воспитательную работу, которая тесно связана с лечебно-восстановительной работой.
Проблема, возникающая при подборе игр и игрушек для развития сенсорного восприятия, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, при покупке игр и пособий нужно обращать внимание на следующее:
• цветовое изображение. Дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создаёт у детей положительный эмоциональный настрой. При таких зрительных заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определённых цветов (красного, жёлтого, оранжевого) особенно важно, так как растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения (Подколзина Е. Н.).
• чёткие контуры изображений.
• отсутствие лишних деталей.
• идентичность игрушек реальным объектам.
Таким образом, коррекционно-развивающая среда помогает успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта.
Закончить выше сказанное хотелось бы словами известного русского педагога, специалиста по дошкольному воспитанию детей Елизаветы Ивановны Тихеевой «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая бы не находилась в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира».