Армине Авакян
Семинар «Инновационные подходы в организации Развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар на тему : «Инновационные подходы в организации РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
В Д
ОУ [/b]
План семинара :
1. Введение в тему: глоссарий ключевых понятий
2. Игра- актуализация «Логические цепочки
3. Тренинг «Грецкий орех».
Публикация «Семинар „Инновационные подходы в организации Развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Семинар, практикум
- Темочки
4. Презентация для педагогов по теме: «Инновационные подходы к организации развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования».
5. Практическая работа с педагогами в подгруппах «Дизайн- проект»
6. Рефлексия.
1 слайд. педагог- новатор Василий Сухомлинский говорил
Цель: обобщить знания педагогов об инновационных подходах в организации развивающей предметно – пространственной среде в группах ДОУ в соответствии с ФГОС ДО на примере системы работы МДОУ ДС № 202
В: Вспомните в каком нормативном документе говорится о правильном построении РППС в ДОУ?
Согласно пункту 3.3. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала группы.
Давайте вспомним, как же грамотно строится РППС в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Игра – актуализация «Логические цепочки»
В игре участвуют все участники семинара.
В. Перед Вами карточки с вопросом и варианты ответов на них+
Зачитайте первый вопрос
Вопросы Варианты ответов
1. Перечислите основные требования к организации РППС
2. Перечислите, основные принципы развивающей предметно-пространственной среды
Принцип дистанции позиции при взаимодействии.
Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого.
Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).
Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности.
В них должны быть:
• сборно-разборная мебель;
• игрушечная мебель;
• емкости для хранения игрушек;
• игрушки;
• мягкие плоскости, подиумы для отдыха.
Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель как часть игровой).
Следует предусмотреть :
• использование игрового спортивного оборудования;
• использование игровых столов сложной конфигурации;
• мебель-трансформер;
• использование вертикальных разделителей;
• кукольный театр;
• костюмерную;
• игрушки-заменители.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.
Здесь важна эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.
Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам – с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
Принцип этапности и учета возрастных особенностей ребёнка отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом и ориентируется на зону «ближайшего развития».
Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие :
• игровых зон;
• зон уединения;
• современных игрушек;
• развивающих игр;
• дидактического и демонстрационного материала;
• материала для продуктивной деятельности;
• атрибутики для творческой деятельности;
• уголков экспериментирования;
• уголка природы;
• логопедического уголка;
• фонотеки, видеотеки;
• спортивного инвентаря и оборудования и т. д
Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Игровые и тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам, месту отдыха, месту уединения.
Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников – старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» [4 79]
3. На сколько частей делится пространство группы
4. Как осуществляется зонирование ППРС
6. Преобладающие акценты в РППС, характерные для детей определенного возраста
7. Психофизиологические факторы, которые учитываются при создании РППС Зрительные ощущения (освещение, цвет как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника
Слуховые ощущения: совокупность звучания звуковоспроизводящих игрушек (акустическое оформление);
Тактильные ощущения (объекты предметной среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка);
Физиологические (соответствие среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка);
Антропометрические (соответствие ростовозрастных характеристик параметров предметной развивающей среды)
Что дает ребенку грамотно организованная среда?
Грамотно организованная предметно-развивающая среда дает ребенку уверенности в себе, возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.
На что необходимо опираться при в первую очередь при построении ППРС? (варианты ответов)
Для того чтобы мы пришли к одному мнению, предлагаю поучаствовать в тренинге «Грецкий орех»
3. Проведение тренинга: «Грецкий орех»
Задача: настроить участников на предстоящее мероприятие, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.
Мне нужны 5 человек. Грецкие орехи по числу участников высыпаются в центр круга. Предлагается каждому участнику взять по одному ореху и внимательно его рассмотреть, изучить его структуру, постараться запомнить все его индивидуальные черточки, затем орехи складываются обратно, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех.
- Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти?
На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другим.
Как эти результаты можно сравнить с ребенком?с его особенностями?
Так и дети: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои особенные черточки, «неровности», своя красота и потенциал, своя индивидуальные особенности. Опираясь на результаты игры, можно сделать вывод.
Еще раз задаю вопрос на что необходимо опираться в первую очередь, при построении ППРС?
(на индивидуальность ребенка)
А сейчас мы переходим следующему очень интересному этапу-создание дизайн проекта. Я уверена,что мы создадим проект в соответствии со всеми требованиями, подходами ФГОС и индивидуальными особенностями детей.
4. Практическая работа педагогов. «Дизайн - проект»
Цель: обобщить и закрепить знания педагогов по заявленной теме: «Инновационные подходы организации предметно – пространственной среды
Опираясь на индивидуальные особенности ребенка, строится работа по преобразованию РППС в соответствии с ФГОС ДОО. Эту работу можно построить в виде алгоритма. И сейчас я предлагаю поучаствовать в создании дизайн проекта РППС в средней группе детского сада.
А для этого я предлагаю разделиться на 3 группы : дети и родители, педагоги, администрация ДОУ.
И как любой алгоритм - состоит из шагов. Итак, первый шаг
Слайд «Алгоритм»
Шаг 1 цели выдвигает администрация, и обсуждаются с педагогами
Была определена цель : Создание комфортных, благоприятных, безопасных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности; приведение развивающей предметно пространственной среды в соответствие с ФГОС и организация образовательного пространства в группе.
Шаг 2 педагоги
Как вы думаете, какие проблемы существуют в группах в любом детском саду? (варианты ответов)
На этой диаграмме показаны дефинтарные проблемы. Охарактеризуйте их.
Скажите пожалуйста, как в целом можно охарактеризовать предметно развивающую среду в группе на данном этапе?
• В целом, предметно – развивающую среду группы можно было охарактеризовать как несоответствующую инновационным требованиям, как не создающую условия для реализации образовательных областей
Шаг 3. родители и дети
Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы
Шаг 4. педагоги
Определить зоны РППРС,
Как вы думаете, какой ведущий вид деятельностью в средней группе? (сюжетно- ролевые игры, игры для удовлетворения потребностей и уединения)
Уважаемые педагоги вы согласны с мнением детей и родителей? А как считает администрация ДОУ?
Шаг 5,6
Какая группа будет работать над этим шагом?
Составление модели средней группы
(в соответствии с требованиями ФГОС)
В качестве помошников у вас на столах модель предметной среды и с кузантем центров по возрасту?
Какую зону первую будем наполнять?
Также в группе располагается мультимедийные установки, которые позволяют организовать работу с моделями, видеоматериалами, слайдами, схемами по любому направлению, служат фоном при организации сюжетно-ролевых игр и помогают осуществлять проектную деятельность.
Какие мы можем сделать выводы по результатам дизайн проекта?
• предметно-развивающая среда ДОУ соответствует всем требованиям ФГОС;
• повышение профессиональных компетентностей педагогов по развитию умений у педагогов строить развивающую предметно – пространственную среду
• высокое качество дошкольного образования;
• комфортность по отношению к воспитанникам, педагогам.
развивающей среды в ДОУ в соответствии ФГОС».
Теоретически мы с вами разработали проект средней группы, а теперь мы предлагаем посмотреть практическую сторону этого проекта.
Мы разработали дизайн проект построения РППС всего детского сади и вот что у нас получилось
Просмотр фотографий детского сада и групп
4. Подведение итога мероприятия.
А теперь вернемся к главной теме нашего семинара.
Какие инновационные подходы были учтены при построении ППРС в соответствии с ФГОС:
1. Моделированного пространства,
2. совместной с детьми партнерской деятельности,
3. реализации ИКТ.
Таким образом, развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
5. Рефлексия:
Рисуем ладонь, каждый палец - это позиция, по которой надо будет дополнить предложение, высказать свое мнение:
БОЛЬШОЙ - для меня было важным и интересным…
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - по этому вопросу я получила конкретную информацию…
СРЕДНИЙ – мне было трудно (мне не понравилось…
БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы…
МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…
-Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность формировать личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.