Наталья Кашепова
Эмоциональный аспект нарушений поведения ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время всё актуальнее становится вопрос поведенческих нарушений у детей, в т. ч. при отсутствии каких-либо сложных органических поражений, которые могут быть причиной таких явлений как эмоциональная лабильность, недостаточность регуляторного компонента, негативизм и др.
Дети не просто капризничают, отказываются выполнять требования взрослых или демонстративно делают наоборот, до этого даже не доходит. При попытке обратиться к ребёнку, особенно, если это группа детей, взрослому приходится прилагать серьёзные усилия, чтобы на него хотя бы обратили внимание. Причём контакт как правило тут же обрывается. Это выглядит, с одной стороны, как отсутствие ориентированности на взрослого, с другой - как дефицит аудиального внимания и его крайняя неустойчивость. Слуховое восприятие действительно в сегодняшней среде довольно сильно отстаёт в своём развитии, т. к. требует больших ресурсов, чем зрительное, которым ребёнок пользуется как-бы непроизвольно в силу его необходимости для ориентировки в пространстве и для получения информации из внешней среды. Но есть и другие причины, по которым человек может «отказываться» слышать. И здесь встаёт вопрос ориентированности на взрослого.
Публикация «Эмоциональный аспект нарушений поведения ребёнка» размещена в разделах
В данной статье будет рассматриваться ситуация, когда такая ориентированность была сформирована, т. е. был относительно достаточный контакт, фигура значимого взрослого приобрела необходимый авторитет, ребёнок в хорошем смысле нуждается в нем, принимает его, для него важно мнение взрослого и т. д. Почему в такой ситуации ребёнок может блокировать этот контакт? Потому что для него он становится ненужным или слишком тяжёлым. К ненужности может привести непоследовательность, нелогичность, необязательность в поведении взрослого, а также отсутствие для ребёнка какого-либо результата при общении с ним, как положительного, так и отрицательного, т. е. что бы ребёнок ни делал, или, наоборот, ни не делал, последствия никак не связаны с его действиями, они либо неадекватны, либо отсутствуют. Это то, что проявляется непосредственно в поведении и действиях взрослого человека. Но есть и другие причины таких сложностей, возникающих в общении с детьми.
В ходе общения мы транслируем друг другу не только слова, но и чувства, эмоции. И далеко не всегда они вербализованы, они могут быть скрыты, замаскированы чем-то другим, более желаемым, приемлемым. И если взрослый сам переполнен раздражением, тревогой, страхом, он невольно будет передавать их ребёнку, который не в состоянии справиться с эмоциями старшего человека. И, конечно, в такой ситуации невозможно контеинирование, скорее, происходит обратный процесс. И по сути, уход ребёнка от такого контакта – это попытка самосохранения.
Для восстановления нормальных отношений требуется анализ как эмоциональной, так и поведенческой составляющей не столько ребёнка, сколько взрослого, с которым он общается. И только через проработку чувственной и эмоциональной сферы взрослого возможно изменение поведения ребёнка.