Анна Александровна Калёнова
Шесть родительских привычек, которые нарушают эмоциональный контакт с ребёнком
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональный контакт ребёнка и родителя - важный фундамент семейных взаимоотношений, на котором стоит многоэтажный дом под названием "воспитание". У каждого родителя есть возможность сделать данный фундамент прочным, но порой контакт с ребёнком теряется. У нас есть для вас хорошая новость: даже если контакт утерян, его можно вернуть. Как именно - расскажем далее.
Публикация «Шесть родительских привычек, которые нарушают эмоциональный контакт с ребёнком» размещена в разделах
Данный текст не расскажет родителям о признаках и симптомах нарушения контакта, которые можно в ребёнке увидеть. Ответственность за создание этой крепкой связи полностью отдана в руки родителю. Вместо этого мы расскажем о родительских ошибках, которые могут привести к утрате близости с ребёнком.
1. Вы обращаете на ребёнка внимание только тогда, когда он не так что-то делает.
Почему-то чаще всего замечается что-то плохое, а хорошее воспринимается как само собой разумеющееся. Когда у ребёнка что-то падает, взрослый сразу видит это и делает замечание, но когда он держит аккуратно предмет в своей маленькой ручке, родители молчат или даже не замечают.
Стоит осознать, что ребёнок запоминает, что когда он делает что-то не так, родитель сразу на него обращает внимание. Следовательно его вывод: пакость = внимание. Количество замечаний пропорционально стремлению ребёнка скрывать и отдалиться от родителя.
Подсказка. Обращайте своё внимание на поведение, которое хотите увидеть снова. Уравнение простое: видите позитивное поведение - подчеркните его. Например, можно так: "Родион, мне нравится, когда я вижу, что ты играешь сосредоточенно и спокойно».
2. Вы совсем не хвалите своего ребёнка.
Скорее всего, все родители сейчас подумают: "Да это вовсе не про меня, я всегда своего ребёнка хвалю". Хвалебные слова в духе "хорошо", "молодец" или "супер" на сотый раз ребёнком воспринимаются как пустой звук. У такой похвалы есть всегда обратная сторона - обесценивание для ребёнка.
Мы же хотим сказать о "качественной" похвале, когда родитель к ребёнку внимателен и видит, что именно у него получилось хорошо. Хвалить нужно за конкретное поведение, потому что, таким образом вы развиваете в ребёнке уверенность в себе и способность увидеть результат своих действий.
Подсказка. Лучше всего замените слово "молодец" на фразу: "Сынок, мне нравится, как ты разукрасил этот дом", и каждый раз подмечая деталь, которую ваш ребёнок сделал хорошо, даже самую маленькую.
3. Вы не обсуждаете свои и его эмоции.
"Это глупости", "не плачь", "не грусти", "со мной всё в порядке, просто что-то в глаз попало" - именно такие фразы отдаляют родителя от ребёнка. Ребёнок чувствует, что его эмоции не принимают, а родитель ему врёт о своих. Он может сделать такой вывод: "Да, проявлять свои эмоции плохо, меня не поймут даже родители".
Беседовать о своих эмоциях важно, а дать ребёнку возможность рассказать о своих бедах без комментариев в стиле "не чувствуй" - вдвойне важнее.
Подсказка. Используйте обозначение эмоций ребёнка. Если вы видите, что он грустит из-за ссоры с друзьями, вы можете ему сказать: "Это, должно быть, очень неприятно и грустно - поругаться со своими друзьями" или "Я вижу, что ты грустишь". Таким образом вы сообщаете о том, что его принимаете любым, что чувствовать - это нормально. И напоминаете, что вы всегда рядом.
4. Вы считаете ребёнка ещё маленьким для того, чтобы делать самостоятельный выбор.
Анекдот: "Маме холодно - надень свитер". Дети и вправду лучше знают, чего они хотят. Ребёнок может выбрать сам, с кем играть, какие штаны надеть или какими игрушками делиться с друзьями - этот список можно продолжать очень долго.
Предлагать выбор ребёнку - значит развивать его ответственность и самостоятельность, будучи как болельщик рядом, от которого он чувствует поддержку. А ещё все мы, в том числе и дети, имеем право на ошибку. Они имеют право выбрать не то, сделать вывод (не без помощи родителей) и пойти дальше выбирать.
Подсказка. Дайте ребёнку выразить и столкнуться с последствиями выбора, поддерживая этим самым самостоятельность. Бывают ситуации, когда нужно предложить ребёнку "выбор без выбора", только одно из двух: "Ты будешь пюре или рис на ужин?"
5. Вы используете насильственные методы воспитания.
Тело вашего ребёнка - его священная территория с определёнными границами. Нарушив его границы, вы покажите ему своё неуважение к его личности.
Ставить на гречку, бить, тягать, щипать - это недопустимые методы воспитания для взрослого человека, который владеет речью для выражения своих мыслей. Родители не имеют право бить своего ребёнка, что бы он ни сделал и каким бы он ни был.
Подсказка. Дайте себе время подумать и успокоиться и подумать, сделайте глубокий вдох-выдох, как вы можете повлиять на поведение ребёнка без использования насилия. Ровный тон голоса, спокойствие и вербализация конкретного поведения, которое вы хотите увидеть, может помочь вам в этом деле.
6. Вы вместе проводите мало времени.
Сидеть рядом, уткнувшись в телефон, пока ребёнок собирает пазлы - это не считается. Подойти к ребёнку, пока он собирает пазлы и собирать их за него - это тоже не считается. В игре с ребёнком вы можете его чему-нибудь научить или научиться самому, узнать, что интересно ребёнку и что его беспокоит.
Качественное время - это умение следовать инициативе ребёнка в игре, чтобы он чувствовал себя значимым, а в родителе увидел друга.
Подсказка. Каждый день хотя бы 10-15 минут уделяйте настоящей игре. Пусть ребёнок сам выбирает игру, а вы следуйте его инициативе.
В заключение хочется сказать родителям, что дети нуждаются в принятии и безусловной любви. Не забывайте про важность контакта, даже если вы очень устали. Вы обязательно справитесь с трудностями и сохраните близость с своим ребёнком, если захотите.