Валентина Плющенко
Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду. Информация из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Информация из опыта работы «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»
Плющенко В. И. воспитатель МКДОУ «ДС№17» с. Спасское Ставропольского края
Первое место среди поставленных задач нового стандарта (ФГОС) занимает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Ведь здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ)
Публикация «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду, Информация из опыта работы» размещена в разделах
В своей работе с детьми дошкольного возраста я использую различные здоровьесберегающие технологии направленные на улучшение как физического так и психического состояния воспитанников. Многолетняя практика моей работы с детьми доказывает, что одним из важнейших показателей здоровья детей является их эмоциональное благополучие, которое зависит от многих причин. А. Д. Кошелева особо среди них выделяет:
• состояние здоровья ребенка в период посещения детского сада;
• особенности взаимодействия ребенка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении;
• особенности взаимодействия с детьми группы, которую ребенок посещает;
• эмоциональная обстановка и уклад жизни в детском саду в целом;
• обстановка в семье ребенка.
Работая над этой проблемой на протяжении нескольких лет, я накопила достаточный опыт по данной теме. Я считаю, комфортное состояние ребенка в детском саду зависит от созданных условий. Поэтому в своей группе я пытаюсь создать необходимые условия, которые способствовали бы эмоциональному благополучию детей. У нас в группе уже сложились определенные традиции, которые я постоянно использую в своей работе с детьми. Одна из таких традиций «Утро радостных встреч. Минутки вхождения в день»
Утро радостных встреч мы проводим по понедельникам. Это способствует формированию внимательного отношения детей друг к другу, улучшению психологического климата в группе. Я делюсь с детьми своими впечатлениями, раздумьями, дети отвечают мне тем же. Знакомлю детей с планом работы на неделю, рассказываю о том, что будем делать, куда пойдем, что интересного нас ждет. Ежедневно использую в своей работе «Минутки вхождения в день». Детям они очень нравятся и позитивно влияют на отношения между ними и вообще на отношение к детскому саду. «Минутки вхождения в день» помогают мне установить эмоциональный и тактильный контакт с ребенком. Использование этого приема способствует развитию у детей навыков социального поведения, уверенности в себе, самостоятельности, помогает настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, веру в себя. Выбор темы для начала дня определяется разными обстоятельствами: временем года, погодой, общим настроением группы. Мною разработана картотека игр для раннего и дошкольного возраста. Но самая любимая игра моих детей –это игра с колокольчиком. Проводим мы ее перед завтраком. По звонку колокольчика дети садятся в круг, передавая колокольчик по кругу они звонят в него и говорят добрые, ласковые слова друг другу.
В этом году мы апробировали инновационные методики здоровьесбережения:
• «Минутки шалости»,
• «Минутки тишины».
Все эти упражнения и игры проводятся в свободном темпе без принуждения. «Минутка шалости» помогает ребенку снять с себя эмоциональную и физическую нагрузку с помощью произвольных движений как под музыку, так и без нее. Использую эти игры во время проведения образовательной деятельности и во время проведения режимных моментов, т. е. в любой момент когда надо разрядить обстановку в группе и снять эмоциональное напряжение детей. По сигналу (свисток или бубен) предлагаю детям пошалить, повторный сигнал через 1-2 минуты объявляет конец шалости.
Разработана картотека игр. Любимые игры детей –это «Волшебное превращение» (дети превращаются в животных или птиц и имитируют повадки и звукоподражания названных животных и птиц); «Маленькие обезьянки», «Снежинки» (дети берут лист белой бумаги, комкают его и бросают вверх над головой (имитация падающих снежинок).
«Листопад» (дети превращаются в маленькие листочки - бегают, летают и падают). «Петрушка- веселая игрушка» и др.
«Минутка тишины» способствует развитию волевых качеств детей, помогает продолжить движение мысли, в это время зарождаются и формируются поступки. При подборе текстов для «Минуток тишины» учитываю возраст детей, продумываю музыкальное сопровождение для создания визуальности текста и эмоционального настроя.
Еще одна традиция –использование подушки – мирилки при возникновение конфликтных ситуаций между детьми. Это плоская настольная подушка с аппликационной ладошкой. Находится она в доступном месте и дети могут ей пользоваться самостоятельно. Дети, которые поссорились, кладут свои ладошки на подушку и произносят мирилки, которые с удовольствием заучивают в свободное время и дома с родителями.
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно что для ростка свет, тепло, влага, удобрения, почва… Чтобы нормально расти, ребенку нужна : любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых. Поэтому мы, взрослые, должны и обязаны беречь наших детей, создавать в семье, в детском саду такой психологический климат, в котором ребятишкам было бы хорошо и спокойно.