Василиса Грозина
Эмоциональное благополучие ребенка как необходимое условие для гармоничного физического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Сетевое мероприятие для специалистов и педагогов дошкольных учреждений: обмен опытом
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА
КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ГАРМОНИЧНОГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Содержание мероприятия:
1. Приветствие
2. Вводная часть
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Прежде чем мы начнем обсуждать данную тему хотелось бы поделиться с Вами небольшой предысторией: при наблюдении за детьми в НОД, в частности НОД по физическому развитию неоднократно были выявлены проблемы эмоционального и поведенческого характера – изначально это были единичные случаи отказа от деятельности, просто сниженный эмоциональный фон, низкая активность и инициативность. В большинстве своем это относилось к детям старшего дошкольного возраста, что связанно предположительно, с тем, что данной возрастной категории у нас в детском саду 6 подготовительных групп, укомплектованных в текущем учебном году, и это дети в основном домашние, ранее не посещавшие ДОУ. Мы обсудили эту проблему с педагогическим коллективом, в частности с инструктором по физической культуре, и пришли к выводу, что эта проблема требует серьезной проработки, особенно в свете реализации ФГОС. Затем было проведено анкетирование среди родителей детей подготовительных групп на выявление факторов эмоционального неблагополучия, среди которых на данный момент лидирующие позиции занимают проявление агрессии, гнева, страхов, плач, возбужденность, что характеризует состояние психоэмоциональной напряженности у детей.
Так проблема эмоционального благополучия в контексте физического и психического здоровья встала перед нами наиболее остро и актуальность обеспечения эмоционального благополучия для нашего учреждения в разы возросла.
Основная часть
Что же включает в себя эмоциональное благополучие ребенка?
Это прежде всего преобладание положительного эмоционального фона в настроении; положительная самооценка, открытость в общении, уверенность в собственных силах и действиях, нормативный уровень тревожности и проявления страхов.
А также оптимальный уровень активности и работоспособности
Если мы обратимся к базовым понятиям нашей сегодняшней темы: физическое и психическое здоровье, физическое развитие и эмоциональное благополучие, то мы увидим что они составляют, единый комплекс для полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
Рассмотрим взаимосвязь этих важнейших на сегодняшний день показателей качества дошкольного образования. Представим их как модель взаимосвязи в виде часового механизма, ведь если убрать одну шестеренку часы останавливаются, так и в развитии ребенка все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы
– уберем здоровье, уберем и развитые физические качества (ребенок не будет при этом таким ловким и активным) и соответственно эмоциональное состояние не будет столь радужным т. к. ребенок будет гораздо реже испытывать ситуацию успеха;
- уберем развитие физических качеств, страдает здоровье, а вслед за ним эмоциональное благополучие;
И наконец не будет эмоционального благополучия есть риск развития психосамотичских заболеваний т. е страдает здоровье, часто эмоциональное неблагополучие является причиной отказа от деятельности в связи с чем в первую очередь будет страдать развитие физических качеств.
Примеры взаимосвязи можно приводить бесконечно, я думаю каждый из нас в своем жизненном опыте сталкивался с различными состояниями, как отрицательной, так и положительной направленности – и с одной стороны проживание как положительных так и отрицательных эмоций является неотъемлемой частью развития, с другой же стороны интенсивность переживаний не должна превышать тот предел при котором проявляются вредоносные влияния для здоровья и развития.
Для наглядного доказательства взаимосвязи физического и психического здоровья с эмоциональным благополучием и развитием физических качеств, предлагаю вам провести сейчас мысленный эксперимент, в ходе которого вы сами сможете определить для себя эту взаимосвязь.
Мысленный эксперимент
Итак, представьте себе пасмурный непогожий день, вы просыпаетесь рано утром около 6 часов утра. Вы еще лежите в постели в состоянии дремоты. Слышите, как стучат капли воды из крана, они как будто маленький молоточек стучат около вашего уха. Вы пытаетесь приглушить этот звук подушкой, но ничего не выходит. Затем вы слышите как во дворе громко лает собака и включается сигнализация соседского автомобиля. Это начинает выводить вас из себя. Затем вы понимаете, что время уже много и вы не успеваете выпить чашку кофе. С трудом поднимаетесь с постели, чувствуете раздражение, злость и усталость. Идете на работу. По дороге вы несколько раз запнулись и чуть не упали, а мимо проезжающий автомобиль окатил вас снежной грязью. В вашей груди чувствуется жжение, вы стали еще более раздраженными. На работе вам сообщают, что вы участвуете от организации в спортивном соревновании на выносливость, выход через 10 мин.
Оцените вашу готовность действовать по 10-ти бальной шкале, от 0 до 10, где 10 – это полностью готов и с радостью иду на соревнование, а 0 – я идти совсем не в состоянии.
Высоких оценок обычно как мы видим не много.
Если представить себе той же отрицательной направленности состояние ребенка, отличие лишь в том, что психика ребенка хрупкая и неустойчивая, ребенок дошкольного возраста не обладает такими волевыми усилиями, самоконтролем и стрессоустойчивостью, и чаще всего систематичное пребывание в негативном эмоциональном состоянии приводит к невротизации, отказу от деятельности, общему ухудшению самочувствия и явному снижению активности.
Эмоциональное же благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт ребенка в ДОУ.
Резюмируя вышесказанное мы можем прийти к выводу о том, что эмоциональное благополучие вносит значительный вклад в физическое развитие ребенка в виде мотивации на физическую активность и преодоление трудностей.
Обеспечение эмоционального благополучия как части социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, достигается за счет непосредственного общения с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям (п. 3.2.5. ФГОС).
В связи с важностью обеспечения эмоционального благополучия для более гармоничного физического развития также необходимо работать в системе взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса т. к. состояние ребенка зависит от многих факторов – это и отношение со сверстниками, с воспитателем, но самым значительным является семья.
Работа с родителями занимает особую важную роль, часто именно дисгармоничные отношения в семье являются первопричиной эмоционального неблагополучия. Но сейчас мы не будем останавливаться на этом подробно.
Рассмотрим алгоритм решения проблемы во взаимодействии: педагог замечает признаки эмоционального неблагополучия в поведении ребенка (отказ, пассивность, сниженный фон настроения, сообщает об этом педагогу-психологу, педагог-психолог связывается с родителями, получает дополнительную информацию и согласие на проведение психологической диагностики и дальнейшую психологическую коррекцию, далее формируется взаимодействие ребенок-психолог и психолог-ребенок-педагог и психолог-ребенок-родитель.
Так в схематичном виде ведется работа направленная на преодоление эмоционального неблагополучия.
Пути коррекции эмоционального неблагополучия
Перейдем к конкретному содержанию, за счет чего производится коррекция эмоционального неблагополучия:
Чаще всего используются представленные на слайде коррекционные здоровьесберегающие технологии:
- арт-терапия
- сказкотерапия
- песочная терапия
- психогимнастика
- музыкотерапия
-технология активной сенсорно-развивающей среды (моделирование пространства в рамках сенсорно-развивающей среды + субъект-субъектные отношения между педагогом и воспитанником)
Все их объединяет единая цель – это гармонизация и оптимизация развития ребенка, а также субъект-субъектные отношения между педагогом и воспитанником.
Остановимся подробнее на применении оборудовании сенсорной комнаты, которое применяется для снятия психоэмоционального напряжения и обеспечения эмоционального благополучия ребенка в ДОУ.
Темная сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие.
В темной сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Здесь с помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогами и детьми.
Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности.
Темная сенсорная комната, направлено на релаксацию или активизацию психической деятельности детей или взрослых.
Мягкая среда сенсорной комнаты обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому все изделия мягкой обстановки выполнены в спокойных тонах.
Работа в сенсорной комнате идеально сочетается со сказкотерапией. При этом ребенок без всякого принуждения попадает в сказочный мир, где он учится приемам саморасслабления м снятия психомышечного напряжения т. о. осуществляется переход от отрицательной фазы развития к положительной.
Просмотр медиа файла одного из таких сеансов. (см. презентацию)
Сенсорная комната – это именно та среда, которая дает возможность погрузить ребенка в удивительный мир спокойствия и самообладания, которая привлекает, способна удивить, заинтересовать современного маленького человека, дарит радость и ощущение праздника.
И так как никакое видео или фото не способно передать этого гостям мероприятия предлагается самим побывать в этой маленькой сказке.
Заключительная часть: Экскурсия-мастер-класс в сенсорной комнате