Елена Астахова
Метроритмика в детском саду (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, эмоционально чувствовать выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Развитие ритмичности – одна из важнейших задач развития не только музыкальности, но и сохранения психического здоровья. Есть работы учёных, где доказывается, что отсутствие чувства ритма у человека ведёт к некоторым психическим расстройствам. Обратите внимание на то, что дети гиперактивные и наоборот – заторможенные — не могут чаще всего правильно отразить ритм, у них происходит дисбаланс с внутренним ритмом серцебиения.
Темочки:
Если чувство ритма несовершенно, у ребенка плохо развита речь, она невыразительна или слабо интонирована. В дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей ограничивает не только интеллектуальную деятельности, но и общение со сверстниками.
Тема «Развитие чувства ритма у детей» мне интересна. На своих занятиях большое внимание уделяю метроритмическому воспитанию. А это
способствует развитию памяти, внимания, слуха, чувства ритма, метра, динамики.
Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Но самое главное, начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма я советую включать уже с младшего возраста: использовать речевые и музыкальные игры, пальчиковую гимнастику, ритмические упражнения.
Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях.
В развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Для этого использую:
ритмические и имитационные движения рук,
упражнения на построение и перестроения,
ходьбу, несложные маршировки,
простые инсценировки песен,
хлопки,
притопы,
игры.
Я приведу пример некоторых игр на развитие чувства ритма. И для этого предлагаю вам почувствовать себя детьми.
Любое занятие можно начать с какого-нибудь приветствия.
Пальчиковая речевая игра «Здравствуй».
М. Р: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
М. Р: Так приятно говорить друг другу слова приветствия. А знаете ли вы, что можно здороваться стихами? Давайте сейчас попробуем поздороваться именно так. Но мы будем здороваться не только друг с другом, но и с «солнцем золотым» (скрещены кисти рук, расставив пальцы, с «небом голубым» (руки подняты вверх, с «вольным ветерком» (качать поднятыми вверх руками, «с «маленьким дубком» (соединить запястья, разведя кисти рук в стороны, с «утром» (мягкий жест правой рукой вправо, с «днем» (мягкий жест левой рукой влево). Итак, если вы готовы, то я начну, а вы мне обязательно помогайте.
«Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, утро, здравствуй, день,
Нам здороваться не лень!»
Приветствия способствуют развитию чувства ритма, речи и координации движений, создают хорошее настроение.
В ходе пальчиковых игр помимо чувства ритма хорошо развивается мелкая моторика рук. Она оказывает благоприятное влияние и на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Тренировку пальцев рук начинаем с младшего возраста.
Предлагаю вашему вниманию пальчиковую гимнастику «Зайчик».
Скачет зайка косой, (Указательный и средний пальцы правой руки – вверх, остальные соединить.)
Под высокой сосной (Ладонь левой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.)
Под другою сосной (Ладонь правой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.)
Скачет зайчик другой (Указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные соединить)
Музыкальная пальчиковая игра «Киска».
Музыкально-дидактическая игра «Передай ритм» направлена на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти. (Приглашаются 4 человека.)
Встаньте друг за другом, положите руки на плечи впереди стоящего.
Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши.
Звучит «Полька», слушают, ведущий придумывает ритм.
Звучит Полька снова, начинается игра.
Массажируя спину партнера, развиваем не только чувства ритма, но и расслабляемся, снимаем усталость.
Игры с ритмическими карточками.
В раннем возрасте ребенок может различать длинные и короткие звуки. Четвертные и восьмые понятны детям в виде больших и малых образов. Для обозначения можно использовать соответствующие условные знаки: длинные и короткие вертикальные полоски. Образ ритмических групп разнообразен. Четвертные и восьмые принимают облик больших и маленьких овощей, фруктов, игрушек.
Дети прохлопывают эти ритмы разными способами: отстукивают кубиками, палочками, просто хлопками.
Итак, мы снова играем. Посмотрите на экран. Игра «Овощные ритмы».
Под музыку озвучим ритмические блоки, в которых чередуются длинные и короткие звуки. А помогут нам овощи-ритмяшки. Вы их увидите на слайдах.
Интересна для детей музыкально-дидактическая игра «Ножки и ладошки».
На карточках показаны не только ритмические рисунки, но и способы их передачи.
Будем все сейчас играть,
Будем ритмы создавать.
Ладошки будут хлопать,
На, а ножки – топать.
Ты на схему посмотри,
А потом все повтори.
Ритм есть не только в музыке. Чередуются времена года, идут часы, наше дыхание (вдох-выдох) – все это ритм. Если рассмотреть в деталях любой орнамент, окружающий нас в быту (на салфетках, коврах, посуде, то можно увидеть, что отдельные его части ритмично повторяются.
На музыкальном занятии «Как прекрасен этот мир» дети подготовительной группы озвучивали ритм городецкого узора под музыку вальса («Песня Снегрочки», а ритм дымки подошел веселой кадрили.
На занятиях я применяю "звучащие жесты". Что это такое? (ответы). Хлопки, шлепки по коленям, притопы, щелчки – все это звучащие жесты. Сейчас под польку «Добрый жук» исполним их. Сначала я вам покажу (показать, проговорить, затем вместе с гостями, потом под музыку).
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый добрый друг.
Звучит минусовая фонограмма песни «Добрый жук», гости исполняют «звучащие» жесты.
«Звучащие жесты» доступны, доставляют радость детям, развивают чувство ритма, внимание и координацию, что помогает в дальнейшем при разучивании и исполнении танца.
Элементарное музицирование – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются звуковысотный, метроритмический, тембровый, динамический слух и чувство музыкальной формы. Дети с удовольствием подыгрывают во время пения.
Игра в ансамбле лучше дисциплинирует ритмику, учит слушать партнера и доставляет детям больше радости, чем сольное исполнение. Детский оркестр украшает песню и танец.
Музыкально-ритмические движения благотворно действуют на здоровье ребёнка, дают возможность активно двигаться. Музыкальный ритм дает эмоциональную разрядку, снимает нервное напряжение, умственную перегрузку.
Чтобы избежать нудного разучивания танцев, я применяю игровые приёмы. Например, танцевальная ритмика. Уже несколько лет использую элементы парциальной программы «Са-фи-дансе».
Дети под специальное музыкальное сопровождение по показу, чаще всего в кругу, выполняют танцевально – ритмические композиции. Они слушают, видят движение в исполнении других и выполняют сами. Композиции доступны и интересны, они вполне могут быть использованы воспитателем в качестве физминуток.
В танце закрепляется умение передавать ритм чётко. Особенно виден значительный рост в развитии умений двигаться под музыку ритмично, раскованно, непринужденно.
Результатом деятельности по теме «Развитие чувства ритма у дошкольников» является выступление детей на районном музыкальном празднике «Дин-Дон». Хочется надеяться, что нынешние воспитанники раскроют свои таланты за стенами детского сада благодаря полученным навыкам. А для этого я считаю необходимо продолжать работу по этой интересной, увлекательной теме и дальше.