Елена Устименко
Экспериментирование в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну Удивительных тканей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение и уточнение представлений детей об одежде.
Задачи:
Обучающие : Формировать детей отчётливое, дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении, о свойствах и качествах различных материалов. Активизировать словарь детей словами – названиями: одежда, виды тканей, профессий, связанных с пошивом одежды.
Развивающие: Развивать мыслительные операции, мелкую моторику рук, зрительное восприятие. Развивать умение работать в коллективе. Способствовать развитию творческих способностей и свободы самовыражения
Публикация «Экспериментирование в старшей группе, Тема: „Путешествие в страну Удивительных тканей“» размещена в разделах
Воспитательные: Возбудить интерес к профессиям, связанным с пошивом одежды, воспитывать отзывчивость, положительное отношение к занятиям.
Оборудование:
1. Посылка с ежиком и загадками.
2. Иллюстрации на тему : «Одежда»
3. Материал для экспериментирования : таз с водой, лупа, ножницы.
4. Дидактическая игра «Собираемся на прогулку»
5. Разные виды ткани.
Формы организации совместной деятельности.
Беседа, экспериментирование, рассматривание иллюстраций, дидактические игры.
I Создание мотивации к занятию.
1. - Ребята, сегодня утром к нам в детский сад принесли посылку! Давайте откроем её и узнаем, что внутри. Ой, посмотрите, здесь ёжик! Но он не простой ёжик, а Ёжик-портной. Вы знаете кто такой портной? (профессия, специалист которой занимается изготовлением одежды)
2. – игра «Доскажи словечко» (активизация речевой деятельности).
Давайте поиграем с ежиком. Он будет загадывать загадки, а вы внимательно слушайте и отгадывайте.
-В садик сына нарядили,
Вещи новые купили.
Выбрали Аркашке
Галстук и … (рубашку)
-Внучки, мамы, бабушки
Примеряют платьишки.
А папы, дедушки и внуки
Носят серенькие… (брючки)
- Мама утром складки гладит,
Собирает дочку в садик.
Надевай-ка, Любочка,
Новенькую… (юбочку)
- Носят все мальчишки
Короткие штанишки.
Даже бегемотики
Надевают… (шортики)
- Взяли мы на полочке
Ниточки, иголочки.
Интересное занятье –
Сшили нашей кукле… (платье)
II Реализация деятельности.
- Ребята, у меня есть много картинок - это что? (называют предметы одежды)
- Как можно назвать эти предметы одним словом? (одежда)
Постановка проблемной ситуации.
Для чего нужна одежда?
(Одежда защищает человека от холода, жары, пыли, различных травм, одежда украшает человека).
-А хотите отправиться в страну Удивительных тканей?
-Закройте все глаза мы отправляемся в интересное путешествие. (звучит музыка)
- Можете открывать глаза – это страна «Удивительных тканей». Посмотрите сколько здесь разных лоскутков ткани. История возникновения ткани прослеживается с самого начала развития человечества. По мнению ученых, еще в каменном веке первобытные люди, спасаясь от холода и мороза, мастерили себе одежду из шкуры убитого животного. Первобытные люди так же, сплетая волокна конопли, осоки, крапивы, льна, начали создавать тканое полотно (ткань). Ткани бывают : натуральные и химические. Натуральные это растительного происхождения (лен) и животного происхождения (шерсть, шелк) а химического происхождения (синтетика и искусственные ткани). Из тонкой ткани делают –платье (ответы детей чтобы не было жарко летом). Из ткани поплотнее – брюки, куртки - чтобы было теплее, а из толстой – пальто, чтобы не замерзнуть зимой. Посмотрите у нас на столе есть разные лоскутки ткани. Все ткани состоят из ниток которые плотно прижаты друг другу. Почему одни нитки толстые а другие тонкие? (разная ткань).
-Скажите, чем отличаются ткани друг от друга? (мягкая, жесткая, скользкая, плотная, прозрачная, колючая)
-Давайте проведем с вами эксперименты.
• Опыты и эксперименты
Сегодня, ребята, мы проведет опыты и эксперименты с тканью. У нас есть материал (на столах у детей) : хлопок, джинсовая ткань, нейлон -подкладочная ткань, сеточка -ткань, тазик с водой для стирки, ножницы, увеличительное стекло. Как вы думаете, что можно сделать с кусочком ткани? (помять, разрезать, порвать)
Опыт №1
Дети предлагают два куска ткани сшить, постирать грязный лоскуток, порезать ножницами, помять.
Вывод: свойства ткани- она сшивается, склеивается, режется, рвется, мнется.
Опыт №2
Дети капают на разные лоскутки водой.
Вывод: некоторые ткани впитывают воду, а другие не впитывают (хлопок, плащевка).
Опыт №3
Дети с помощью лупы рассматривают переплетение нитей в промокшем лоскутке и сухом.
Вывод: У ткани которая промокла нити переплетаются реже, а в сухом лоскутке чаще.
Опыт №4
Дети берут кусочек ткани и кусочек бумаги. Пробуют порвать и то, и другое.
Вывод: ткань прочнее бумаги, бумага порвалась, а ткань нет.
Опыт №5
Дети берут хлопок и джинси дуют на них.
Вывод: Джинс тяжелее, его труднее сдвинуть с места, чем хлопок.
Опыт №6
Дети берут ситец, хлопок, нейлон, джинсовую ткань и пытаются разрезать их ножницами.
Вывод: чем тоньше ткань, тем легче ее порезать ножницами.
Физминутка «Одежда»
Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочили,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.
Беседа.
Человек меняет свою одежду в зависимости от погоды и ситуации, в которой он находится.
-Какая одежда бывает в разные времена года? (осенняя, зимняя, весенняя, летняя). Дети перечисляют одежду в зависимости от времени года.
Игра «Собираемся на прогулку»
Дети раскладывают одежду: весенняя, летняя, зимняя, осенняя.
В любое время года мы можем быть дома, в гостях, заниматься спортом, отдыхать. Для каждого случая своя одежда.
Воспитатель демонстрирует домашнюю одежду и спортивную.
- Для чего нужна домашняя одежда?
- Во что одеты спортсмены?
- Какую спортивную одежду вы знаете?
Есть ещё рабочая одежда, она нужна для работы. (воспитатель показывает иллюстрации рабочей одежды : : строитель, врач, полицейский и. т. д).
- Послушайте стихотворение:
В лужу упала нечаянно кепка
Мокрую кепку схватила прищепка
И на веревке ее подсушила,
Щетка почистить ее поспешила.
К вечеру кепка как новая стала.
Мама и та ничего не узнала.
- Как кепка из грязной и мокрой стала опять как новая? (ее высушили и почистили щеткой)
- За одеждой надо следить: ее надо стирать, проветривать, чистить, гладить.
У аккуратного и опрятного человека одежда всегда в порядке.
Восп: - А теперь, предлагаю, встать в круг. Сейчас мы с вами поиграем в одну очень веселую и подвижную игру, она называется «Кто самый внимательный?».
(Дети образуют полукруг в игровой зоне.)
- А теперь слушайте внимательно, что я буду говорить. Если назову, что-то из обуви, то вы ТОПАЕТЕ; если что-то из одежды - ХЛОПАЕТЕ; а если я назову головной убор - ПРЫГАЕТЕ. Будьте внимательны.
Воспитатель: кофта, сандалии, шуба, кроссовки, сапоги, джемпер, валенки, юбка, платье, туфли, футболка….
Беседа о том, кто шьёт одежду.
Чтобы сшить одежду, нужно приложить много усилий (воспитатель сопровождает рассказ показом иллюстраций). Модельер придумывает фасон одежды. Закройщик раскроит ткань. Швея или портной шьют одежду.
III Итоги НОД.
Рефлексия.
С каким предметом знакомились на занятии?
• О чем беседовали?
• Чем занимались на занятии?
• Что больше всего запомнилось?