Людмила Гераськова
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Чудесная вода»
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе
Цель: познакомить детей с основными свойствами воды. Развивать познавательно-исследовательскую активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды,
2. учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять полученные результаты в процессе экспериментирования, с научной точки зрения;
3. организовать познание детей через самостоятельную деятельность;
4. активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе „Чудесная вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Развивающие задачи:
1. развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
2. развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
3. развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес, зрительное восприятие.
Воспитательные задачи:
1. воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.
2. воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Демонстрационный материал: глобус, монитор, карточки с условными обозначениями, прозрачная колба с водой, сода, лимонная кислота, поднос, «вулкан»
Раздаточный материал: пластиковые стаканы по 3 шт. на каждого ребенка, вода, молоко, сахар в пробирке, коктейльные трубочки, блюдце одно на двоих, салфетки для рук, кусочки льда каждому ребёнку.
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ребята, нас сегодня ждёт увлекательная и познавательная работа!
Но прежде чем мы начнём, мне хотелось бы у вас спросить, знаете ли вы как называется то, что я держу сейчас в руке (в руках у воспитателя глобус)
(ответы детей)
Правильно, макет нашей планеты Земля, называется глобус.
- Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте:
- Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь — может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?
Дети: Вода.
Воспитатель: Совершенно верно, это вода!
Обратите внимание на наш глобус. Какого цвета здесь больше всего?
(ответы детей)
Верно ребята, голубым цветом на глобусе обозначена вода, посмотрите, как её много на нашей планете!
А для чего нужна вода? Всем ли на планете она нужна?
(ответы детей)
Воспитатель: - А давайте вспомним с вами, что мы знаем о воде и ее свойствах.
Какой она может быть?
(ответы детей)
Воспитатель: - А, чтобы ваши утверждения проверить и подтвердить, нам необходимо провести исследования воды, это можно сделать с помощью экспериментальной работы.
Ребята, вы знаете, что такое эксперимент?
(ответы детей)
А вы любите экспериментировать?
Дети: Да, конечно
Где лучше всего проводить эксперименты?
Дети: (в лаборатории)
Как называются сотрудники, работающие в лаборатории?
Дети: (лаборанты)
Лаборанты в лаборатории проводят разные эксперименты, чтобы узнать о свойствах различных предметов и объектов
Молодцы! Всё то вы знаете!
Ребята, сегодня я тоже хочу пригласить вас в лабораторию и предложить поработать лаборантами.
Вы согласны
Дети:Да
Тогда проходите в нашу групповую лабораторию, занимайте свои рабочие места.
Эксперимент №1
Воспитатель: Перед нами стоят приборы для исследования воды. Возьмите стакан с водой и перелейте воду в пустой стакан. Что мы делаем с водой?
Дети: Переливаем.
Воспитатель: Вода у нас льется, правильно?
Дети: Да.
Воспитатель: Вода льется, а значит она, какая?
Дети: жидкая.
Воспитатель: Вот мы с вами смогли подтвердить наше высказывание, что вода бывает в жидком состоянии.
Давайте обозначим это свойство вот таким символом (воспитатель выводит на экран символ)
Воспитатель: Ребята, а может ли вода быть твёрдой?
(ответы детей)
Воспитатель: правильно, если воду поместить в холод, она застынет и превратится в лёд.
Давайте и это свойство обозначим вот таким символом (воспитатель выводит на экран следующий символ)
(Пригласить двух помощников, раздать по кусочку льда каждому ребёнку)
Я приготовила для вас кусочки замороженной воды, то есть льда.
Возьмите в руки эти кусочки, понаблюдайте, что происходит?
(ответы детей)
То есть можно сделать какой вывод?
(ответы детей)
Правильно! Из твёрдого состояния вода опять может перейти в жидкое!
А кто-нибудь может ответить, что произойдёт с водой, если её нагреть?
(ответы детей)
Продемонстрировать детям опыт с горячей водой (чайник закипел, из «носика» идет пар, поднимается вверх, поднести прозрачную пленку к пару, пар остыл «превратился» в капельки)
Верно ребята! Вода превратится в пар. Это состояние воды называется – газообразное.
Давайте и это свойство обозначим символом (воспитатель выводит на экран третий символ)
Какие вы молодцы! Как много уже знаете!
Хотите поиграть?
Игра «Капельки»
Воспитатель раздает детям «капельки», а сам одевает шапочку «тучки».
Воспитатель: Прилетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки). Встретились ручейки и стали одной рекой (дети соединились в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали в океане капельки, а потом вспомнили, что мама-тучка наказала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевши дети поднимаются, затем вытягиваются вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме-тучке (дети подбегают к воспитателю).
Воспитатель: Вот так с помощью игры, мы с вами показали, как водичка из жидкого состояния, перешла в газообразное.
А теперь проходите на свои рабочие места.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами узнали о состоянии воды, какая она бывает?
(ответы детей)
Жидкая, твёрдая и газообразная.
Молодцы! Переходим к следующему эксперименту.
Эксперимент №2
Воспитатель: Нам нужно узнать имеет ли вода запах. Возьмите пробирочку с водой и понюхайте её. Что вы чувствуете, есть ли запах у воды?
Дети: Нет.
Воспитатель: Итак, вода не имеет запаха.
Эксперимент №3
Воспитатель: Приступим к следующему эксперименту.
Поставим перед собой стакан с молоком и стакан с водой. Опустим по одной трубочке в стакан с молоком и в стакан с водой. Видно ли трубочки?
Дети: в стакане с водой видно, а в стакане с молоком нет.
Воспитатель: Что мы можем сказать о воде?
Дети: Вода прозрачная.
Воспитатель: а молоко, какого цвета?
Дети: Молоко белого цвета.
Эксперимент №4
Воспитатель: Проделаем следующий опыт. Попробуйте воду через трубочку. Какая она на вкус? Есть ли вкус у воды?
Дети: Нет вкуса.
Воспитатель: Значит, вода не имеет вкуса.
Воспитатель: а теперь добавим сахара в наш стаканчик с водой, хорошенько трубочкой помешаем. Посмотрите, а куда делся наш сахар?
Дети: Он растворился.
Воспитатель: Правильно, сахар растворился! Некоторые вещества вода растворяет.
Попробуйте воду, какой она стала?
Дети: Сладкой.
Воспитатель: Вода может поменять вкус, если в нее что-нибудь добавить.
А если добавить в воду сок лимона, какой по вкусу станет вода?
(ответы детей)
Воспитатель: правильно!
А я вас приглашаю на физминутку
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке (плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда. (Поднимаем руки вверх, а затем в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем (ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох (руки поднять, затем опустить на выдохе)
И садимся на песок (дети садятся на коврике)
Дети приглашаются на свои места, для подведения итога.
Воспитатель: Как много мы узнали о воде. Вы были хорошими лаборантами. На этом наши исследования воды закончились. Что мы узнали о воде?
(ответы детей)
Давайте сделаем выводы. Вода не имеет запаха, она прозрачная и не имеет вкуса.
Бывает жидкая, твёрдая и газообразная.
Ребята, я приготовила для вас маленький сюрприз-эксперимент.
Помните мы свами смотрели фильм про явление природы, которое называется гейзер.
Может кто-то помнит, что такое гейзер
(ответы детей)
Гейзер - это природный источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара.
Гейзеры образовываются рядом с вулканами.
Сейчас я попробую вам это продемонстрировать.
Детям демонстрируется эксперимент.