Екатерина Никулина
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
«Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами»
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира.
Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на
собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей,
закономерностей. Экспериментируя, ребенок различными способами самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам
Процесс познания – творческий. Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности. Для развития познавательной активности и поддерживания интереса к экспериментированию в групповой комнате необходимо оборудовать уголок экспериментирования.
Значение и оборудование уголка экспериментирования имеет отличия в разных возрастных группах. В младшем дошкольном возрасте- это манипулятивный центр, в котором используются материалы- природные,бросовые (пробки, трубочки, палочки, деструктированные (песок, вода, опилки);сенсорные игры и пособия; оборудование (совочки, сито, мельница,ёмкости для игр с водой, песком, снегом. Манипулирование предметами это исходная форма экспериментирования, которая возникает в раннем возрасте. Дети младшего дошкольного возраста, играя в экспериментальном уголке совершают обследовательские действия с предметами, усваивают сведения об их свойствах, происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности не связанных в систему. Это период любопытства детей. В старшем дошкольном возрасте- это центр науки и природы, в котором используются приборы и оборудование- весы, микроскоп, лупы, пипетки, рулетка и др. ; различные ёмкости; материалы- природный,бросовый, технический (болты, гайки); литература- энциклопедии, журналы, иллюстрации, игры. Старший дошкольный возраст-это период любознательности, дети приобретают способность осуществлять экспериментирование, получают умения видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явление, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы. Развитие данных умений у детей требует систематичной, целенаправленной работы педагога.
В результате такой системной работы дети учатся:
- Выполнять ряд последовательных действий в соответствии с планом.
- Высказывать предположения об ожидаемом результате
- С помощью взрослого сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность
- Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
Экспериментирование – доступное и эффективное средство при формировании познавательной мотивации, а она, на мой взгляд, основа для достижения всех целей. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Для того чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе ребенка. Таким образом, для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является основным видом деятельности.