Татьяна Трошина
«День заповедников и национальных парков России». Конспект НОД с по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представления детей о заповедных местах и национальных парках. Расширять представления детей о природе родного края.
Задачи:
1. познакомить детей с понятием «заповедник» и ролью человека в жизни его обитателей;
2. познакомить детей с местоположением заповедников и национальных парков Ставропольского края
3. развивать мышление, память;
6. развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы;
7. активизировать словарь детей введением новых слов: заповедник, национальный парк.
8. воспитывать у детей доброе отношение к природе и чувство ответственности, гордости за охрану богатств родной природы.
Предварительная работа: чтение рассказов, сказок, загадок, стихов о животных, растениях, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации «В мире животных»; труд и наблюдения в природе.
Материалы: презентация «День заповедников и национальных парков». Сборник загадок.
Ход НОД:
Воспитатель:
Здравствуйте ребята. Я предлагаю вам послушать одно очень красивое стихотворение:
Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты, о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои! (С. Погорельский)
Природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно.
А что именно, подскажут загадки. Слушаем внимательно и отвечаем.
1) Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все.
(Солнце)
Воспитатель: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Дети: ….
2) Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой! (Воздух)
Воспитатель: А без воздуха можем мы прожить?
Дети: ….
3) Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я. Кто я такая? (Вода)
Воспитатель: А без воды мы можем прожить?
Дети: ….
4) Подмигнёт тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий. (Ягода)
5) Стоял на крепкой ножке.
Теперь лежит в лукошке. (Гриб)
6) Есть в реке работники
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину -
Хоть пиши картину.
бобры
7) Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыба)
Воспитатель: Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, животные, рыба, и все это - природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (Слайд № 4)
Дети: Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.
Воспитатель: А всегда ли человек помогает природе?
Дети: Нет
Воспитатель: А как вы думаете может ли человек своими поступками губить природу?
Дети: да
Воспитатель: А как?
Дети: Загрязняет реки, воздух, вырубает лес, охотится на животных, которых осталось мало на земле.
Воспитатель: Да, эти факты мы стали все чаще и чаще слышать по телевидению и из других источников информации. Человек не учитывает законы развития природы, наносит огромный вред растительному и животному миру. И вот с лица земли стали исчезать многие виды живых существ и растений. Тогда люди задумались, что нужно сделать, чтобы сохранить нашу природу. И придумали заповедники и национальные парки.
Воспитатель: Что же такое заповедники национальные парки?
Если летом очень жарко,
То прохлада ждёт нас в парке,
Если в доме стало тесно,
Здесь гулять всем интересно.
В заповеднике дремучем
Никогда не будет скучно,
Здесь деревья – великаны
И прекрасные поляны…
В праздник парков этих чудных,
Заповедников не людных,
Всем напомним людям дружно,
Что беречь природу нужно! (Слайд
Дети: ….
Воспитатель: Заповедники играют исключительную роль в сохранении и восстановлении редких видов животных и растений, а также уникальных природных ландшафтов. Нельзя не сказать о роли заповедников в научных исследованиях – в них были добыты многие первичные данные о состоянии животного и растительного мира. Ну и, наконец, заповедники выполняют эстетичную функцию – радуют глаз посетителей. Каждый заповедник – природный музей. При посещении заповедных территорий следует все оставлять нетронутым, и ничего с собой не брать.
Заповедники – это участки территории, характерные для какой – то определенной зоны или пояса, либо чем – то особо отличающиеся, где сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс или его отдельные компоненты. Статус заповедника в нашей стране – самая строжайшая форма охраны природы.
Физкультминутка «Лес»
Только в лес мы вошли, (Ходьба)
Появились комары. (Хлопают в ладоши)
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем (раскачиваются)
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки к верху поднимаем,
Дыши ровно, глубоко (вдох, выдох, вдох, выдох)
Да, идти нам нелегко.
Дальше по лесу идем –
Вдалеке там водоем (смотрят вдаль)
Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы уже смелее,
Раз, два. Раз, два. (прыжки вперед, назад)
Впереди у нас вода.
К водоему подойдем
И беседу заведем.
После физкультминутки дети садятся к видеопроектору.
Воспитатель: Ребята, а есть заповедные места в нашей
Ростовской области
Дети:
Воспитатель: Я хочу рассказать вам про наши заповедные места и парки в нашего края.
Государственный природный заказник «Цимлянский»
Создан в 1985 году, в 1996 году ему придан федеральный статус.
Целью создания заказника является сохранение, восстановление и воспроизводство ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении представителей животного мира, естественной флоры и фауны, сохранение редких и исчезающих видов, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Ростовской области, а также содействие в проведении научно-исследовательских работ.
В фауне наблюдается пестрое смешение степных, северных лесных и южных пустынных форм. Здесь гнездятся: серый гусь, лебедь шипун, кряква, серая утка, чирок-трескунок, нырок красноносый, лысуха, серая куропатка и многие другие пернатые. Среди редких птиц: филин, ходулочник, тювик европейский, журавль-красавка, кулик-сорока, скопа. Вместе с тем, на территории заказника обитают самые крупные и устойчивые гнездовые группировки «краснокнижных» орлана-белохвоста, стрепета, авдотки.
Из млекопитающих встречаются: косуля, лисица, волк, енотовидная собака, заяц-русак, ондатра. Имеются самостоятельно вселившиеся виды – лось и кабан, а также акклиматизированные – благородный олень и европейский сурок.
Ихтиофауна заказника представлена такими видами, как: лещ, сазан, судак, карась, сом, тарань, щука.
Природный парк «Донской»
Является особо охраняемой природной территорией областного значения.
Природный парк – природная территория и акватория, имеющая
Природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и историко-культурное значение как особо ценное и целостное природно-территориальные образование, отличающееся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в существующих условиях видов растений, животных, ландшафтов и благоприятных условий для отдыха.
Территория парка уникальна в природно-историческом отношении и по составу ландшафтов: степные просторы сменяют хвойно-лиственные лесные пейзажи и водно-болотные угодья.
Флора дельты насчитывает 823 вида и представлена 93 семействами и 375 родами. Для сравнения: флора дельты р. Волги включает 367 видов, принадлежащих к 68 семействам; флора дельты Дуная насчитывает 563 вида, относящихся к 80 семействам; флора плавнево-литорального ландшафта Кубани – 732 вида, которые относятся к 87 семействам. В Красную книгу Ростовской области (2014) включены 31 вид растений. Фауна насчитывает более 1020 видов, из них в Красную книгу Ростовской области (2014) занесено 35. Исторически
Дельта Дона отличалась богатыми рыбными ресурсами. Через нее идут на нерест проходные и полупроходные рыбы, здесь сохранились естественные нерестилища для сазана, судака и других рыб, происходит их нагул и зимовка. В Красную книгу Ростовской области вошло 14 вид рыб, из них 7 видов занесены в Красную книгу России.
Урочище «хоботок»
«Горненский»
«Ольховые Колки»
«Хороли»
Урочище «Липяги»
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) играют важнейшую роль в сохранении и восстановлении ресурсов живой природы. Они являются наиболее эффективным механизмом поддержания экологического баланса территорий, сохранения естественного биоразнообразия. К ООПТ относятся заповедники, заказники, природные парки и т. д.
Уникальных природных объектов и комплексов, требующих особой заботы, на Дону немало. Так, на территории Среднего Дона расположена одна из самых крупных популяций русской выхухоли, занесенной во все Красные книги. Выживание этого вида без специальных мер охраны невозможно.