Ольга Тарасова
Экспериментирование как часть образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.
Сухомлинский В. А.
Дошкольное детство – время формирования интереса к исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем интереснее поисковая деятельность, чем больше доступной информации получает ребенок, тем полноценнее, богаче будет его развитие.
Публикация «Экспериментирование как часть образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Маленьким детям интересен эксперимент хотя бы потому, что по своей природе они являются практиками. Задача педагога заключается в том, чтобы поддерживать и направлять живой интерес детей.
В отличии от начальной школы, в дошкольном возрасте важен сам процесс, интеллектуальное и личностное развитие ребенка в ходе эксперимента. Под руководством педагога дошкольник учится организовывать свою деятельность, наблюдать и рассматривать, делать самостоятельные выводы.
Сегодня образование направлено на развитие у детей познавательной активности и желания получать новые знания. Для этого как нельзя лучше подходит опытно-экспериментальная деятельность. Она сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников. Экспериментирование дает детям почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем, найти ответы на все интересующие вопросы.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Наиболее подходящим возрастом для начала осуществления такого рода познавательной деятельности является период 5-6 лет. Поэтому максимально эффективно в старшем дошкольном возрасте. Он изучает все что происходит вокруг но чаще всего это происходит бессистемно. Специально подготовленные занятия по экспериментированию в детском саду способствуют расширению представлений ребенка об окружающем мире.
От дошкольников участвующих в экспериментальной деятельности, требуется внимание, сосредоточенность, умение работать в команде. В ходе занятий педагог оказывает осмысленное, целенаправленное воздействие на конкретные, существенные здесь и сейчас предметы и явления. Результат занятий - познание окружающей действительности, свойств связей предметов и явлений.
Занятия по экспериментированию способствующие развитию детей.
Эксперимент «Всегда ли глаза могут видеть?»
Дети учатся наблюдать и описывать различную интенсивность освещения, собственные ощущения при сильном и слабом освещении комнаты; убеждаются в то, что без света мы ничего не видим, и далее – для того чтобы видеть, человеческому глазу нужен свет.
Эксперимент «Песочный конус»
Цель: Выявить, что песок может двигаться. Материал: сухой песок. Процесс: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы (движение песка похоже на течение).
Вывод: Сплывы песка в разные стороны подтвердят эффект движения песка. Дети учатся делать выводы, рассуждая на данную тему.
Эксперимент «Вес предмета в воде уменьшается»
Цель: показать детям, что вес предмета в воде уменьшается. Оборудование: безмен, яблоко, тонкую и крепкую верёвочку, глубокий тазик, вода, бумага и карандаш. Ход эксперимента : 1. Обвяжите яблоко и взвесьте его на безмене, запишите результат. 2. Наполните тазик водой. Не снимая яблоко с безмена, опустите его в воду и снова замерьте его вес. 3. Запишите результат и сравните с предыдущем.
Результат: когда яблоко погружено в воду, безмен показывает меньший вес. Объяснение: яблоко, погружаясь в воду, вытесняет некоторое её количество. Вытесненная вода стремиться занять своё место и давит на яблоко, стараясь вытолкнуть его вверх. Поэтому в воде вес яблока уменьшился.
Опыт «Вода прозрачная и бесцветная».
Цель: предложить детям опустить в воду любые предметы и сказать видно их или нет. Убедиться, что сквозь воду хорошо видны все предметы, значит она прозрачная. Попросить детей определит, какой цвет у воды. Вместе с ребятами добавить в сосуды с водой разноцветную гуашь, и наблюдать за тем, как вода постепенно окрашивается в разные цвета. Убедиться в том, что вода своего цвета не имеет. Её можно сделать цветной, добавив краски (такая вода становится непрозрачной, сквозь неё трудно рассмотреть предметы).
Опыт «Лёд можно превратить в воду».
Цель: рассмотреть формочки, в которые налили разноцветную воду и поставили на мороз. Выяснить куда делась вода. Объяснить, что вода на морозе превращается в лёд. Предложить занести льдинки в группу, оставить их в тепле и посмотреть, что с ними произойдет. Наблюдать, как льдинки тают и превращаются в воду