Мария Сорокина
Экспериментирование в Фикси-лаборатории «Знакомство со свойствами резины» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей представлений о резине.
Задачи:
Обучающие:
- Дать представление о деревьях, дающих каучук, о резине и ее свойствах (растягивается, водонепроницаемая, эластичная, прочная, окрашивается, находить резиновые предметы в ближайшем окружении.
- Формировать умение выделять признаки предмета;
- Делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.
Развивающие:
Публикация «Экспериментирование в Фикси-лаборатории „Знакомство со свойствами резины“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Резина. Свойства резины
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
– Развивать в детях интерес к поисково-познавательной деятельности;
- Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность;
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между материалом и предметом;
- Активизировать речь детей, обогащать словарный запас словами
(материал, упругая, прочная, водонепроницаемая, каучук, гевея).
Воспитательные:
- Воспитывать умение выслушать товарища;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения;
- Воспитывать уважение к труду взрослых.
Оборудование: фартуки детям, шапки Фиксиков Нолика и Симки, помогаторы с предметами из резины и других материалов, поднос с предметами из резины, воздушные шары по количеству детей, резиновые перчатки, иголка, резинка для волос, лейка с водой, контейнер с водой, материалы для фокусов.
Ход ОД:
Организационный момент.
Воспитатель предлагает снова организовать прямо в группе «Фикси – лабораторию», чтобы в ней проводить удивительнейшие испытания. Объясняет, что для этого надо быть внимательным, собранным, аккуратным. Предлагает уже одетым в специальную одежду детям начать совершать увлекательные эксперименты.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам превратиться в маленьких исследователей. «Вокруг себя три раза повернись и в исследователей превратись». Но какая Фикси-лаборатория без Фиксиков? Я предлагаю считалкой выбрать, кто сегодня будут самыми главными моими помощниками, кто будет Симкой и Ноликом?
Считалкой выбираем Симку и Нолика, они одевают шапки Фиксиков, помогаторы. После того, как дети сели за столы, воспитатель напоминает правила поведения в лаборатории.
Воспитатель. Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Не шуметь – этим мы мешаем другим.
Аккуратно обращаться с тем, что стоит на столе.
Внимательно следить за результатом опыта.
Закончив наблюдение, сделать вывод.
1. Нолик и Симка при помощи воспитателя проводят дидактическую игру «Волшебный мешочек» (на закрепление знаний о материалах).
Ребята, посмотрите, сколько предметов нас окружают, и все они сделаны из разных материалов. Давайте вспомним, какие бывают материалы, а для этого мы поиграем в игру «Волшебный помогатор». Надо в помогаторе нащупать предмет, сказать из какого материала он сделан, а потом достать и проверить, правильный ли вы дали ответ.
- Ребята, скажите, а предметы сделанные из дерева, какие они (Деревянные)
- Из пластмассы? (Пластмассовые)
- Из стекла? (Стеклянные)
- Из бумаги? (Бумажные…
2. Загадки.
- У меня в руках поднос, на нем лежат предметы, которые сделаны из одного материала. А для того чтобы узнать из какого, вы должны разгадать загадки!
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок,
А он сорвался с поводка
И улетел за облака. (Шарик)
Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята,
От чего беднягу бьют?
От того что он надут. (Мячик)
- Молодцы, загадки вы отгадали, а теперь скажите, из какого материала сделаны шарик и мячик? (Из резины)
- А вы знаете, из чего делают резину? (нет)
Резина – это всем знакомый, широко распространенный материал. Резину раньше получали из сока дерева Гевея, этот сок называется каучук. Растет это дерево в Южной Америке. Из резины изготовляют шины для автомобилей, велосипедов, воздушные шары, шланги для воды, резинки в вашей одежде, ластики и многое другое.
Изменяя технологию и применяя различные добавки, можно получить резину с различными свойствами.
3. Физкультминутка:
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Надуваем быстро шарик (сели).
Он становится большой (встали, руки подняли через стороны вверх).
Вдруг шарик сдулся, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой (сели).
Надувайся шарик больше (маршируем).
Лучше щечки раздувай!
Поиграй ты с нами дальше (прыжки,
Ты попрыгай, полетай (кружимся).
4. Непосредственно опытная деятельность.
- Ребята, а как вы думаете, какими свойствами обладает резина? (ответы детей)
- Для того чтобы узнать какие свойства имеет резина, мы с вами проведем опыты.
Предлагаю детям надуть шарики.
- Что произошло с вашими шариками?
(Они надулись)
- Как вы думаете, что внутри шарика? (воздух).
- А если внутри шарика воздух, как можно назвать шарик? (Воздушный).
Проведем опыт: Фиксики опустят в воду различные резиновые предметы. Что произошло с предметами? (Одни утонули, другие нет).
- Как вы думаете, почему? (Не тонут те предметы, внутри которых воздух).
- Да, резина удерживает воздух, она не пропускает, вот почему наши шарики не сдуваются.
- А сейчас, я попрошу Нолика мне помочь. Мы сейчас возьмем лейку и нальем в шарик воду.
(Наливаем в шарик воду).
- Что произошло с шариком? (Шарик надулся, растянулся)
- Первое свойство – резина растягивается.
- Для следующего опыта нам понадобиться контейнер с водой и резиновые перчатки. Симка одевай перчатки и спаси предметы, которые утонули в воде. Снимай перчатки. Какими остались твои руки? (сухими).
- Почему? (резина не пропускает воду).
Значит второе свойство – это водонепроницаемость.
- Дети, посмотрите, что у меня в руках? (резинка для волос)
(Одеваю резинку на голову ребенку). Посмотрите, как резинка легко растягивается, перекручивается, какая она эластичная. Значит, какое третье свойство? Третье свойство резины - эластичность.
Молодцы! Нолик, на столе лежат резиновые перчатки, попробуйте растянуть их. Что мы можем наблюдать? (они не рвутся)
- Как вы думаете, почему? (Резина прочная)
Вот еще узнали об одном свойстве резины – она прочная.
- Посмотрите на резиновые изделия одного ли они цвета? (Нет)
- Следующее свойство резины – резина окрашивается.
- А хотите, я открою вам секрет? У резины есть враги! Это – острые предметы. Вы догадались? Назовите их. (Дети дают варианты ответов)
Симка помоги мне, проткни шарик иголкой (шарик лопается).
- И последнее свойство резины – это резина рвется.
- Ребята, давайте все посмотрим на результаты наших опытов и еще раз назовем все свойства резины.
Дети называют: растягивается, эластичная, водонепроницаемая, прочная, окрашивается, рвется.
5. Фокусы с шариками.
1). Прокол надутого шарика – лопнул, а если проколоть через «попу» шарика, то не лопнет и не лопнет, если прокалывать через скотч.
2). Потереть надутый шарик о волосы – наэлектризуется, притягивает бумагу и струю воды.
3). Шарик можно надуть в бутылке, только если в бутылке есть небольшое отверстие.
4). Если надутый шар поднести к свечке, то он лопнет, а если в шарик налить воду холодную и опять поднести к свече – не лопнет.
5). Если шарик положить на одну кнопку – лопнет, а если много кнопок тесно рядышком друг с другом и на них положить шарик – большая площадь соприкосновения – шарик не лопнет.
- Молодцы, ребята, вы сегодня были хорошими исследователями. Я вам даю шарики, которые можете сами надуть и поиграть ими! Играйте с ними аккуратно, чтобы они не лопнули (включаю музыку, дети играют с воздушными шариками).