Наталья Волчек
Экспериментально-исследовательский проект «Водные забавы» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта - исследовательско-творческий.
Участники - воспитатели, дети, родители.
Продолжительность – 3 месяца.
Актуальность проекта :
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего мира, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей познательный интерес к миру.
Темочки:
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Экспериментирование. Проекты
- Темочки
Цель: развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;
2. развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
3. развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности;
4. продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
5. формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Этапы реализации проекта :
1 этап – организационно – диагностический;
2 этап – формирующий;
3 этап – заключительный.
Ожидаемый результат:
1. проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2. выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
3. самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
4. проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5. в диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Практическая значимость: данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.
1этап – организационно-диагностический
Формы работы:
1. Анализ научной и методической литературы.
2. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
3. Подборка опытов с описанием проведения.
4. Организация предметно – развивающей среды.
Содержание деятельности:
1. Определение актуальности, проблемы, цели.
2. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми.
3. Создание условий для детского экспериментирования.
4. Подбор оборудования для проведения опытов.
2 этап - формирующий
Формы работы:
1. Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.
Содержание деятельности:
1. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория «Почемучки» с необходимым для опытов оборудованием).
2. Работа с детьми:
-образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.
3. Работа с родителями:
• Беседы дома с детьми:
«Кто такие учёные?»
«Что такое эксперимент?»
«Как организовать игры с водой?»
• Просьба в приобретении набора для экспериментов с водой : соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку и т. д.
• Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии.
• Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.
• Консультации для родителей:
-«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
-«Организация детской познавательной деятельности в условиях лета».
-«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
-«Учим детей наблюдать».
-«Роль экспериментов в умственном воспитании детей».
-«Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребёнка».
-«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
• Памятка:
«Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию».
• Родительское собрание: показ презентации «Юные экспериментаторы».
• Домашнее задание: на каникулы: провести опыт по выращиванию кристаллов соли; написать секретное письмо невидимыми чернилами (с фиксацией результатов).
3 этап - заключительный
1. Презентация-отчёт
2. Фотоальбом опытов
Формы работы:
1. Сравнительный анализ результатов
2. Перспективы
Содержание деятельности:
1. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми.
2. Перспективный план работы с детьми:
1. «Какого цвета вода» (фокус, смешиваем цветную воду, радуга, какой цвет пропал);
2. «Есть ли у воды вкус и запах» (что будет если, холодная или тёплая вода лучше растворяет вещества);
3. «Что будет с водой на морозе» (цветные льдинки);
4. «Тонет – не тонет»;
5. «Что растворяется в воде» (мыло, сахар, соль, бумага и т. д.);
6. «Как очистить воду»;
7. «Чем солёная вода отличается от пресной»;
8. «Прозрачная вода может стать мутной»;
9. Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем;
10. «Тепло и вода»;
11. «Вода камень точит»;
12. «Вода как стихия».