Наталья Пухова
Проект «Развивающие сказки» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Развивающие сказки"
Я благословляю сказки,
надеюсь и вы тоже,
за то, что они хоть как-то скрашивают наш будничный мир!
Чарльз Диккенс «Рождественские повести»
Пояснительная записка С древних времен и до нашего времени актуальным являлся и является вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации. Творчество содержит элемент нового, предполагает оригинальную, продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическими отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области. Творческое мышление – это объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты. В настоящее время педагоги все чаще сталкиваются с проблемами развития творческого мышления. А главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является ассоциативность. Ассоциативность – это способность видеть связь и исходные черты в предметах и явления, на первый взгляд несопоставимыми. Благодаря развитию ассоциативности, мышлениестановится гибким и оригинальным. Воображение является одной из главных составляющих ассоциативности, это основа всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым, обеспечивая создание заведомо нового. Так как воображение – это умение конструировать в уме что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого, из элементов жизненного опыта (впечатлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений. Актуальным затруднением в развитии детей дошкольного возраста является коммуникативная сфера, и развитие творческого мышления в данном случае является неотъемлемой частью обучения общению детей. Проект долгосрочный (сентябрь 2017 – май 2018г)
Публикация «Проект „Развивающие сказки“ (средняя группа)» размещена в разделах
Вид проекта : творческий, ролево-игровой, комплексный
Исполнители проекта и основные участники:
• Дети средней группы
• Воспитатели группы
• Родители
Цель данного проекта это развитие коммуникативной сферы детей дошкольного возраста через развитие творческого мышления при помощи развивающей сказкотерапии с использованием художественных материалов.
Задачи:
1. создать условия для развития творческого мышления у детей дошкольного возраста;
2. научить детей заниматься совместной деятельностью;
3. развить у детей способность к принятию решений;
4. научить детей находить выход из конфликтных ситуаций.
Осуществление проекта осуществляется через сказкотерапию с использованием художественных материалов: лепка, рисование, аппликация, театр и т. д. В результате проведения таких занятий ожидается, что дети получат опыт совместной работы, умение положительного поиска выхода из проблемных ситуаций. Также в ходе таких занятий у детей развивается воображение, ассоциативность и как следствие творческое мышление.
Ожидаемые результаты
• формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
• формирование у детей практических навыков и умений двигательного воображения;
• развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой);
• выразительное исполнение монологов, диалогов, реплик; • овладение навыками публичных выступлений; • формирование устойчивого интереса к сказкам у дошкольников;
• формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;
• повышение профессионализма в использовании метода проектов в образовательной деятельности.
Осуществление данного проекта происходит в несколько этапов. Этап №1-подготовительный. «Овладение основами применения сказкотерапии» :
1. Изучение научной литературы
2. Анкетирование «Сказка в жизни ребёнка.»
3. Составление перспективного плана.
4. Создание развивающей среды, игр и оборудования.
5. Создание условий для продуктивной деятельности по проекту.
Метод сказкотерапии - является эффективным средством для нормализации эмоционального фона дошкольников, помогают им научиться устанавливать межличностные связи как со сверстниками, так и со взрослыми.
Этап № 2-реализация проекта. Работа с родителями:
-Разработка консультаций на тему «Сказкотерапия как средство снятия детской тревожности» (Приложение №)
- Беседа «Роль сказки в нравственном воспитании детей». -рекомендации родителям, посещающим консультации.
Совершенствование предметно-развивающей среды : пополнение сказок.
Работа с детьми:
- Опрос «Твоя любимая сказка»,
- «Слушаем сказку»,
- «Рассказываем сказку»,
-«Показываем сказку»,
- Рисуем любимую сказку.
- Пополнение материалов для творчества.
- Подбор музыкальных произведений для сопровождения занятий, сказок
Этап № 3-заключительный. Подведение итога Выставка рисунков и поделок «Моя любимая сказка» Инсценировка сказки Создание мини – музея по сказке Изготовление масок к сказкам родителями и детьми. Совместное творчество
План работы со сказкой проходит по одному плану: Работа с детьми 1. Разминка пальчиков с помощью пальчиковых упражнений. 2. Чтение сказки. 3. Обсуждение героев, проблемных ситуаций, пути выхода из них. 4. Выбор путей совместной деятельности (лепка, рисование, аппликация, театр и т. д.). 5. Направление детей к дружескому взаимодействию героев и самих детей.
Данный проект не имеет окончательного завершения т. к. развитие психических процессов через развитие творческого мышления не имеет границ. Но каждая сказка – это законченная часть всего проекта, и может выступать как самостоятельный проект. На реализацию одной сказки отводится две недели. В течение этого периода постепенно отрабатываются поставленные задачи.
Литература
1. «Закон РФ «Об образовании»;
2.«Конвенция о правах ребенка»;
3.«От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
4. Арт-терапия в работе с детьми» (М. В. Киселева)
5. «Формы работы со сказкой» (Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева)
6. Паршукова Г. «В сказочной стране», журнал «Дошкольное воспитание» 3/2008.
7. Г. Ануфриева, С. Вдовкина «Воображение и творчество», журнал «Дошкольное воспитание», 12/2008.