Ирина Шиблёва
Экспериментально — исследовательская деятельность детей в рамках исследовательского проекта «Занимательные опыты на кухне».
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментально - исследовательская деятельность детей в рамках исследовательского проекта «Занимательные опыты на кухне».
Шиблёва Ирина Эдуардовна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 62»
Публикация «Экспериментально — исследовательская деятельность детей в рамках исследовательского проекта „Занимательные опыты на кухне“,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.»
(В. А. Сухомлинский)
С первых минут и до последних дней человек неустанно познаёт мир, в котором он живёт. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений закономерностей, в преобразовании опыта. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка; он настроен на познание мира, он хочет познать этот мир.
С введением ФГОС ДО мы видим, что экспериментально- исследовательская деятельность актуальна в работе с детьми дошкольного возраста. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
На протяжении двух лет работаю по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментально - исследовательской деятельности». Моя работа направлена на развитие исследовательской деятельности детей.
Хочу поделиться опытом реализации творческого проекта «Занимательные опыты на кухне» с детьми подготовительной группы, цель которого создать условия для развития познавательных способностей детей путём проведения опытов и экспериментов с продуктами питания.
1. Идея создания проекта родилась – при подготовке к совместной деятельности по аппликации, детей заинтересовал вопрос, почему клей, который я им предложила, отличается от купленного в магазине?
Я пояснила, что это съедобный клей, но давать готовые ответы как он получается не стала, а предложила ребятам самим найти ответы на этот вопрос. Дети выбрали модели источников информации:
- прочитать в книге
– спросить у взрослого
– посмотреть в сети интернет
– понаблюдать
– провести опыты и эксперименты.
В ходе решения этой проблемы, возникло достаточно много индивидуальных идей у ребят. Так родилась идея создания исследовательского проекта «Занимательные опыты на кухне», в ходе которого детям вместе с родителями предлагалось, подобрать подготовить и провести демонстрацию опытов связанных с продуктами питания.
2. Мы проинформировали родителей о нашем проекте, которые проявили заинтересованность и приняли активное участие в помощи и подготовке материалов своим детям.
3. С 1. 10. 2016 по 31. 10. 2016 проходила демонстрация опытов.
Наибольший интерес у ребят вызвали опыты : «Как сохранить яблоко?», «Где варёное яйцо?», «Живые дрожжи», «Утопи и съешь»; детский проект «Можно ли приготовить цветное тесто дома?» был представлен на конкурс «Я - исследователь». Опыты проводились дома с помощью родителей, которые помогали подготовить материал для проведения опыта, а также фиксировали этапы проведения опытов (фотографировали детей).
4. Итогом нашей работы стал выпуск печатного журнала «Занимательные опыты на кухне», в котором были представлены все опыты, проведённые ребятами в детском саду и дома. Журнал мы распространили друзьям из старшей группы, предложили ознакомиться с нашей интересной затеей сотрудников детского сада и родителей.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
На практике я всё больше убеждаюсь, что ознакомление дошкольников с материалами предметов через действия с ними вызывает у ребенка интерес, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т. д., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Механизмом оценки получаемых результатов является эмоционально-положительное состояние ребёнка при организации организованной деятельности. Педагог должен чувствовать и видеть, что именно происходит с ребёнком, как и насколько он «включён» в атмосферу сотрудничества, какова степень его «отдачи».