Андреева Галина
Экспериментальная работа «Экологическое образование дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое образование дошкольников — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике — решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства.
Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.
Публикация «Экспериментальная работа „Экологическое образование дошкольников“» размещена в разделах
Проблема исследования: каковы условия для формирования экологического воспитания с использованием словесных методов?
Актуальность работы состоит в том, что ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой есть формирование начал экологической культуры.
Целью работы является рассмотреть систему проведения занятий по ознакомлению с растительным и животным миром родного края в формировании начал экологической культуры у детей 6-7 лет.
Задачи исследования:
-Рассмотреть понятия «экологическая культура», «формирование начал экологической культуры личности», задачи по экологическому воспитанию для подготовительной к школе группы.
-Изучить теоретические основы зарубежных и отечественных исследователей по проблеме.
-Раскрыть структуру проведения занятий в подготовительной к школе группе.
-Изучить особенности растительного и животного мира, рассмотреть направления региональной программы экологического воспитания.
-Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме формирования начал экологической культуры у дошкольников 6-7. Составить методический материал. Выполнить подборку специальных занятий по ознакомлению с растительным и животным миром родного края.
Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры у старших дошкольников посредством занятий по ознакомлению с растительным и животным миром родного края.
Объект исследования – специальная серия занятий по ознакомлению с растительным и животным миром родного края в формировании начал экологической культуры у дошкольников 6-7 лет.
Гипотеза исследования: формирование начал экологической культуры у дошкольников 6-7 лет будет протекать эффективно при использовании специальной серии занятий по ознакомлению с миром растений и животных родного края.
Реализация данной гипотезы идет через следующие направления:
- уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;
- формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
- развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;
- ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека;
- выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);
- развитие познавательного интереса к окружающему миру;
- формирование эстетического отношения к окружающему миру.
Наша исследовательская работа проводилась в МДОУ №15 г. Тейково. Работа с детьми ведётся по «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования МДОУ №15».
Цель педагогического эксперимента : Выявить уровень экологической культуры у дошкольников 6-7 лет о родном крае.
Задачи:
1. Подобрать диагностирующий материал
2. Провести диагностику уровня экологической культуры у дошкольников
3. Проанализировать данные обследования детей на начало эксперимента
4. Провести обработку данных для подтверждения полученных выводов.
Опытно-экспериментальная работа
Задание 1. Диагностическое занятие. «Откуда пришел хлеб»
Цель: Рассказать детям как делают хлеб
Задание 2. Диагностическое занятие. «Узнай семена»
Цель: Узнать семена
Задание 4. «Растения»
Цель: Узнать и назвать растения
Задание 5. Какие животные родного края ты узнаешь на картинке?
Цель: Узнать животных на картинке
Конспект «Экологическая тропа весной»
Чтение художественной литературы, составление описательных и сравнительных рассказов, рассматривание картин и иллюстраций.
Беседа с детьми "Относись к своей планете правильно"
Интегрированное занятие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с внесением регионального компонента.
«Незнайка»
Заключение
Таким образом, выдвигаемая специальная система занятий по ознакомлению с растениями и животными родного края показала хорошие результаты. Дошкольники проявили интерес ко всем природным объектам, интересовались характеристиками растений и животных родного края. Ребята спрашивали о роли жизни на земле растений, их ценности. С помощью экскурсий-занятий дошкольникам наглядно показывались объекты природы, где ребята видели, как и где произрастает растение, какие климатические условия ему необходимы. С животным миром знакомство осуществлялось как на занятиях с привлечением наглядного материала, так и с показом видеороликов с изображениями диких животных, насекомых. Рассматривая процесс формирования экологической культуры у старших дошкольников, мы пришли к выводу, что в ДОУ, развитие всех сторон познания, и ознакомления с природой, в целом, следует рассматривать, как один из важных компонентов воспитательно-образовательной работы, в которой кроме ознакомительных, решаются общие задачи: воспитание чувства патриотизма к родному краю, формирование таких нравственных качеств личности маленького гражданина как: сочувствие, осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, гуманное отношение к животным, чувство ответственности, привязанности к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому.
Таким образом, цели и задачи нашей работы изложены, гипотеза подтвердилась.