Любовь Колбина
Экспериментальная деятельность в средней группе «Секреты бумаги и ткани»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы «Секреты бумаги и ткани»
Выполнила: воспитатель Колбина Л. М.
Тема: «Секреты бумаги и ткани»
Цель:
- познакомить детей со свойствами бумаги и ткани;
-побуждать детей сравнивать бумагу и ткань;
- учить сопоставлять свойства материала с предметом;
- расширять словарный запас детей, учить правильно формулировать высказывания.
Задачи:
Публикация «Экспериментальная деятельность в средней группе „Секреты бумаги и ткани“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сравниваем бумагу и ткань
- Средняя группа
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
Образовательные: дать детям знания о свойствах бумаги и ткани;
Развивающие: развивать мыслительные операции: сравнение, сопоставление; совершенствовать опыт восприятия сенсорных свойств предметов путём активного включения органов чувств.
Воспитательные: создать у детей интерес к совместному с педагогом и самостоятельному обследованию и экспериментированию, воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
Интеграция образовательных областей:
1. Социально-коммуникативное развитие:
- Развивать необходимые психические качества - внимание, память, мышление
- Учить детей отвечать по одному,а не хором.
-Воспитывать положительный эмоциональный настрой между детьми.
- Создавать обстановку для развития и содержания детских игр: обогащать представления о свойствах бумаги и ткани, развивать творчество, фантазию и интерес к игровому экспериментированию.
2. Познавательное развитие:
- Обогащать знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах.
- Учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета
- Развивать интерес к экспериментированию, развивать любознательность.
- Побуждать детей самостоятельно называть признаки и качества обследуемого предмета, действия обследования данного предмета.
3. Речевое развитие:
- Развивать связную, речь, уметь правильно отвечать на вопросы воспитателя не одним словом,а полным предложением.
- Учить подбирать сравнительные обороты к предметам, развивать фантазию, воображение.
- Активизировать словарь: Бумага – жесткая, холодная, гладкая. Ткань – мягкая, теплая, шершавая. Бумага шуршит, ткань не издает звуков, шарф бумажный размокнет, шарф из ткани намокнет, мятая, ткань состоит из ниток.
4. Физическое развитие:
-Создать у детей эмоционально-положительное отношение к физической активности.
- Развивать внимание и умение соотносить свои действия с действиями воспитателя.
- Закреплять двигательные умения и навыки.
5. Художественно-эстетическое развитие:
- Сохранять положительно-эмоциональный настрой.
Методы и приемы:
- практические (обследование, эксперименты, игры, упражнения, решение проблемных ситуаций)
- наглядные (рассматривание схем,картинок)
- словесные (рассказ педагога и детей, беседы, вопросы-ответы, объяснения, решение проблемных ситуаций)
Оборудование, необходимое к занятию: шарфики из ткани и бумаги по количеству детей, лупы, тазик с водой, письмо от Незнайки, атрибуты к играм.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель показывает детям конверт.
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила очень интересное письмо. А вот от кого зто письмо,мы сейчас узнаем. (Воспитатель вывешивает на доску портрет Незнайки).Это письмо от Незнайки.
Воспитатель читает письмо:Ребята, я открыл для своих друзей магазин одежды в Цветочном городе, но злые волшебники похитили всю мою одежду и спрятали его в сундук. В моем магазине было два отдела:отдел бумажной одежды,отдел одежды,сделанной из ткани. Все исчезло. А вернуть одежду можете только вы, если мне поможите:нужно пройти испытания-дойти до лаболатории исследования ткани и бумаги, найти нужные предметы для работы с тканью, выбрать правильный цвет для бумажной одежды,и наконец вы найдете то,что искали-сундучок с моей любимой одеждой. На каждое выполнение задания вам будет даваться частичка одежды из ткани и бумаги. В добрый путь! Идите по дорожке,она вас приведет.
Воспитатель:Ребята,давайте поможем Незнайке в этом нелегком деле. Ну а для этого,мы сами должны многое узнать о свойствах бумаги и ткани. А фотографии опытов мы пошлем Незнайке в письме. А сейчас мы с вами выполним первое задание и отправимся в научную лаболаторию.
Дети встают за воспитателем.
Воспитатель:
1. Идем по неровной дороге, высоко поднимаем ноги (ходьба с высоким подниманием колен).
2. Перепрыгиваем лужицы (прыжки).
3. Впереди низкий тоннель (ходьба “гусиным шагом”).
2. Основная часть.
К столу прикреплена бумага с надписью «Задание 1 .Лаболатория».
Воспитатель :ребята, вот мы и пришли, пожалуйста, проходите к столам, рассаживайтесь на свои места.
(Дети рассаживаются по своим местам.)Воспитатель совместно с детьми определяет свойства бумаги и ткани,выставляет схемы на доску.
(Определяем на ощупь, какая ткань и бумага. Вместе с детьми определяем свойства бумаги и ткани, сравниваем.)
1. Воспитатель: Дети, посмотрите, на столе лежат шарфики из бумаги и шарфики из ткани.
Воспитатель: Сейчас возьмите в руки сначала шарф из бумаги, потрите его пальчиками. Какая бумага?
Ответы детей. Бумага – жесткая, холодная, гладкая.
Воспитатель: Отложите. А теперь возьмите шарф из ткани, потрите его пальчиками.
Ответы детей. Ткань – мягкая, теплая, шершавая.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши ответы!
(Рассматриваем бумагу и ткань на свет.)
2. Воспитатель: А теперь следующий эксперимент! Давайте повернемся лицом к окошку и посмотрим на свет сначала на шарф из бумаги, а потом на шарф из ткани.
Что мы видим, когда рассматриваем шарф из ткани?
Дети. Видим ниточки.
Воспитатель. А когда рассматриваем шарф из бумаги?
Дети. Ниточек нет.
3. Воспитатель: Ребята, а хотите узнать, могут ли бумага и ткань разговаривать?
Дети: Да!
Воспитатель: Но для этого нужно, чтобы к нам пришла тишина.
Воспитатель: Сидим тихо-тихо и берем сначала шарф из бумаги, начинаем его мять. Что вы слышите?
Дети: Она шуршит, разговаривает.
Воспитатель: Правильно, она шуршит.
Теперь возьмите шарф из ткани, начинаем его мять. Прислушайтесь, разговаривает ли ткань? Вы слышите что-нибудь?
Дети: Ничего!
Воспитатель: Правильно, шарф из ткани не разговаривает, не издает никакого звука, а шарф из бумаги шуршит.
(Разглаживаем бумаги и ткани.)
4. Воспитатель: Ребята, посмотрите какие наши шарфики стали мятыми, давайте попробуем их расправить. Сначала разглаживаем шарф из бумаги руками. Что у вас получилось?
Дети: Не получается разгладить!
Воспитатель: Да, вы правы! Шарф из бумаги настолько мятый, что не распрямляется.
Давайте попробуем разгладить руками шарф из ткани. Что получилось?
Дети: Он разглаживается!
Воспитатель: Правильно, шарф из ткани распрямляется при разглаживании.
Воспитатель: Ребята, давайте немножко отдохнем:
Физкультминутка:
Я платочек постираю,
В кулачках его потру,
А потом прополоскаю,
Крепко-крепко отожму.
Я встряхну платочек ловко,
Чтобы высох быстро –
Прищеплю его к веревке
(Стираем бумагу и ткань)
Перед детьми стоят тазики с водой.
5. Воспитатель: А теперь нас ждет еще один эксперимент. Проходите вот к этому столу. Занимайте места. Теперь мы узнаем, если наши шарфики испачкаются, и мы решим их постирать, что с ними будет?
Воспитатель: Берем сначала шарф из ткани, погружаем в воду, отжимаем. Что мы видим?
Дети: Он стал мокрым.
Воспитатель: Теперь погрузите в воду шарф из бумаги, отожмите его, попробуйте распрямить. Что вы видите?
Дети: Он размок, стал рваться.
Воспитатель: Правильно, если мы решим постирать шарф из ткани, он намокнет, но не порвется. А если постирать шарф из бумаги, он размокнет, начнет рваться и его придется выбросить. Значит, какой из шарфов прочнее – из ткани или из бумаги?
Дети: Из ткани шарф прочнее.
. Воспитатель:Ребята,посмотрите, у стола я нашла конверт,а в нем половинки одежды из ткани и бумаги. Пойдемте дальше по дорожке. Смотрите, здесь задание 2.
(Воспитатель с детьми читает задание на бумажке,прикрепленной к дорожке).
Воспитатель:Найдите и выберите нужные предметы для работы с тканью. Дети выбирают из разных картинок с предметами только те,которые нужны для работы с тканью (иголка, утюг,ножницы, портной, швейная машинка).Около коробки с картинками,дети находят конверт с половинками одежды.
Воспитатель:Ребята,мы идем с вами дальше по дорожке. Ой,смотрите,что-то написано. (Дети находят задание 3)
Воспитатель читает:Выбирите правильно цвет для бумажной одежды.
Дети выполняют задание :около цветных кружков выкладывают бумажную одежду нужного цвета.
Воспитатель с детьми находят конверт с половинкой одежды из бумаги и ткани. Все вместе идут к сундучку. Около сундука дети находят конверт с частями одежды из бумаги и ткани,собирают полностью из бумаги- платье,из ткани-шарфик.
Воспитатель:Ребята,а в сундучке-то одежда вся перемешана. А вот и задание 4. Нужно отделить бумажную одежду от одежды,сшитой из ткани. (Дети играют в игру «Волшебные вещи» .
В одну коробку складывают вещи из бумаги,в другую –из ткани.)
Воспитатель:Молодцы,ребята. Помогли Незнайке найти его одежду. Эту одежду мы отправим посылкой в Цветочный город,в магазин одежды.
3. Заключительная часть.
Воспитатель:. А вы помните дорожку, по которой мы пришли? (Дети в обратном порядке выполняют движения.)
3. Впереди низкий тоннель (ходьба “гусиным шагом”).
2. Перепрыгиваем лужицы (прыжки).
1. Идем по неровной дорожке, высоко поднимая ноги (ходьба с высоким подниманием колен).
4. Рефлексия.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Посмотрите у меня на подносе сердечки разных цветов. Если вам понравилось наше путешествие, то возьмите красное сердечко. Если нет то синее сердечко. (Дети выбирают). Мне тоже понравилось с вами путешествовать. Вы были очень добрыми, отзывчивыми и старательными. Большое, вам, за это спасибо!