Посникова Анастасия Андреевна
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
МАЙ
1. Могут ли менять форму твердые предметы?
Цель: выяснить, могут ли камни менять форму.
Ход опыта : воспитатель предлагает детям взять в руки камни постучать ими, сжарь в руках, поломать их.
Вывод: камень – твердый предмет. Твердый предмет не меняет форму.
2. Свет повсюду.
Цель: показать детям, что источник света может быть природным и искусственным.
Ход опыта : воспитатель предлагает детям посмотреть в коробку с отверстием. Там темно, ничего не видно. Что необходимо, чтобы увидеть предмет в коробке (открыть ее, чтобы попал туда свет или посветить фонариком).
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Вывод: свет может быть природным (солнце) и искусственным (фонарь).
3. Свет и тень.
Цель: познакомить детей с образованием тени.
Ход опыта : в солнечный день воспитатель предлагает детям выполнить упражнения с руками. Посмотреть вниз на землю, что дети видят? (свое темное отражение) Это темное отражение называется тенью. Далее воспитатель предлагает пойти детям за детский сад (в тень). Предлагает им выполнить те же упражнения. Увидят ли дети свое темное отражение?
Вывод: для образования тени нужно солнце.
4. Какие предметы имеют свою тень?
Цель: выяснить, какие предметы имеют свою тень?
Ход опыта : воспитатель предлагает детям взять свои любимые игрушки на прогулку. Положить их на место, где светит солнце. Что видят дети? Есть ли у игрушек тень? Какой она формы, размера? У всех ли тень одинаковая?
Вывод: любые предметы имеют свою тень. Тень отражает форму предмета.
ИЮНЬ
1. Волшебные стекла.
Цель: выяснить, зависит ли цвет предметов от цвета стекла?
Ход опыта : воспитатель раздает детям на прогулке цветные стекла из калейдоскопа. Предлагает посмотреть через них на окружающие предметы. Какого они цвета? Далее предлагает детям поменяться стеклышками и посмотреть через них на те же предметы. Какого они теперь цвета?
Вывод: цвета предметов зависят от цвета стекла.
2. Где вода?
Цель: выяснить, что почва и песок по-разному впитывают воду.
Ход опыта : воспитатель раздает каждому по 2 стаканчика. Предлагает в один набрать песок, в другой – землю. Полить водой песок и почву. Где вода впитывается быстрее? Почему?
Вывод: вода быстрее впитается в сыпучие вещества, чем в плотные вещества.
3. Что будет, если не поливать?
Цель: выяснить важность воды для растений.
Ход опыта : воспитатель выбирает один цветок на клумбе и не поливает (он спит, его не беспокоят). Остальные цветы дети поливают. Через несколько дней рассматривают все цветы на клумбе, сравнивают их.
Вывод: «сонный» цветок засох без воды. Остальные поливаемые цветы сочные, живые. Вода необходима для растений.
4. Потребность растений в воздухе.
Цель: выяснить степень важности воздуха для растений.
Ход опыта : предложить детям выкопать травку с корешками, почвой лопатками. Полить их водой. Положить это растение в пакет. Воспитатель «выпускает» воздух из пакетов детей, плотно завязывает их. Через несколько дней рассматривают растение. Оно погибло.
Вывод: растениям обязательно нужен воздух.
ИЮЛЬ
1. Почему на тропинках не растут растения?
Цель: выяснить причину отсутствия растений на тропинках.
Ход опыта : воспитатель раздает детям палочки. Предлагает детям палочками попробовать плотность почвы на тропинках и на участке с растениями. Сравнить ее.
Вывод: растения лучше прорастают на мягкой земле, чем на плотной земле. Если даже растениям удается прорасти на тропинках, то все равно их затопчут люди.
2. Необходимость прополки для растений.
Цель: выяснить роль прополки для растений.
Ход опыта : по предложению воспитателя дети не пропалывают почву на клумбе, где растет календула. Остальные участки пропалывают дети. Через несколько дней обратить внимание детей на то, что на почве, где дети не пропалывали, больше сорняков. Сорняки растут быстрее культурных растений. Последние страдают от этих «соседей». Культурные растения стали тоньше, хилыми, отстающими в росте от остальных.
Вывод: растения необходимо пропалывать. Сорняки мешают нормальному росту растений.
3. Толщина, форма струи воды.
Цель: выяснить зависимость толщины, формы струи воды от размера отверстия.
Ход опыта : воспитатель раздает детям пластмассовые бутылки с вставленными в них палочками от мороженого, спичками, гвоздями. Предложить детям налить в бутылки воду и вытащить палочки, спички, гвозди из бутылок. Рассмотреть форму, толщину струи воды.
Вывод: толщина и форма струи воды зависят от формы и толщины предмета.
4. Ловкое сито.
Цель: выяснить степень необходимости сита.
Ход опыта : Предлагает детям просеять песок в песочнице. Опасные предметы бросать в ведерко.
Вывод: чем меньше дырочки в сите, тем больше опасных предметов попадается в него. Сито необходимо для безопасности жизни детей.
АВГУСТ
1. Растворимость песков.
Цель: выяснить степень растворимости пека в песочнице и сахарного песка.
Ход опыта : воспитатель раздает детям по два стаканчика и ложку. Предлагает в один насыпать песок из песочницы. В другой стаканчик насыпает сахарный песок. Наливает воду в оба стаканчика. Предлагает детям размешать содержимое. Какой песок растворился, почему?
Вывод: речной песок не растворился. Он твердый, это мелкие крупинки камней. Камни не меняют форму и не растворяются. Сахар растворяется.
2. Может ли воздух распылять воду?
Цель: продолжать знакомить детей с возможностями воздуха.
Ход опыта : воспитатель раздает детям пластмассовые бутылки с маленькими отверстиями. Предлагает налить в них воду. Вода выливается тоненькими струйками. Может ли воздух сделать из воды много капелек? Воспитатель подносит распылитель к струйкам воды. Дети видят работу распылителя.
Вывод: воздух может распылять воду.
3. Давление воды.
Цель: выяснить, имеет ли вода давление.
Ход опыта : воспитатель раздает детям стаканчики и маленькие воздушные шарики. Наливает в стаканчики воду. Предлагает детям «утопить» шарик. Почему шарик выныривает? Мы давим на шарик, а в шарике воздух давит на воду, а вода давит на шарик.
Вывод: у воды есть давление.
4. Передача тепла.
Цель: выяснить, какие предметы передают тепло.
Ход опыта : воспитатель предлагает детям положить листы бумаги под металлическую пластину, деревянную пластину. Под какой пластиной бумага нагреется? Под деревянной пластиной бумага нагрелась, а под металлической нет.
Вывод: металл забирает на себя тепло, поэтому металлические предметы не передают тепло, а деревянные предметы передают тепло.