Лариса Гацко
Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе как часть проекта»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность-как часть проекта».
Всем давно известно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Дети стараются узнать об окружающем мире, как можно больше. В этом им помогает экспериментальная деятельность. Ребята с огромным желанием превращаются в «ученых» и проводят разнообразные исследования. Нужно лишь для этого создать условия.
Сегодня я хочу представить вашему вниманию свой педагогический опыт работы по использованию экспериментальной деятельности в проектах, которые на сегодняшний день актуальны и очень эффективны.
Публикация «Фотоотчет „Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе как часть проекта“» размещена в разделах
Так, в рамках проекта: «Овощи, фрукты – полезные продукты», познакомили детей с апельсинами. Рассмотрели картинки с изображением апельсинового дерева, уточнили, где растут апельсины. (Родина апельсинов Китай, другое название апельсина-китайское яблоко.)
Детям была предложена проблемная ситуация:
- Утонет ли апельсин, если опустить его в воду? Большая часть детей ответили, что утонет, потому что он тяжелый. И как были удивлены, что апельсины не тонут. Но если снять с них кожуру - утонут.
- Как вы думаете почему это произошло? Оказывается, апельсину не дает утонуть кожура.
Бросали кожуру в воду- не тонет.
- Что же есть такого в кожуре, что помогает ей удержаться на воде?
Дети рассматривали в лупу кожуру, заметили в ней маленькие дырочки. Это поры, они заполнены воздухом, поэтому кожура не тонет (воздух легче воды). Кожура для апельсина это тоже самое, что спасательный жилет для человека.
Рассматривали с детьми дольки апельсина и косточки, находящиеся в них. Ребята узнали, как определить сколько долек в апельсине. Оказывается, для того, чтобы посчитать количество долек апельсина, вовсе не обязательно его чистить. У апельсина наверху есть хвостик от веточки. Стоит только оторвать его, в выемке с помощью лупы посчитать количество маленьких дырочек. Сколько дырочек, столько и долек.
Опытным путем узнали, что в горячей воде корки апельсина разбухают. Также их можно засушить и с ними заваривать чай.
Больше всего заинтересовало детей самостоятельно отжимать апельсиновый сок и сажать косточки апельсина в землю.
Долго с ребятами ждали, когда косточки прорастут, и сейчас в нашей группе растут апельсиновые деревья.
Следующий проект: «Хлеб-всему голова».
Наши дети не только узнали, как хлеб на стол приходит, а также провели ряд экспериментов в рамках этого проекта.
Рассмотрели колоски пшеницы, ржи, овса.
В каждом колоске живет зернышко, рассмотрели его строение, (маленькое, твердое, гладкое, зерно имеет бороздку и делит его на две половинки, сравнили зерна между собой.
Показали, как из зерна получается мука (растолкли зерно в кофемолке).
Рассмотрели разные виды муки, которые поместили в наш мини-музей хлеба.
Посадили зерна овса в землю.
Кроме того, привлекли родителей к экспериментальной деятельности. Каждому ребенку дали домой колосок, предложили родителям рассмотреть его вместе с детьми и посадить зернышки в землю.
Также очень интересно прошло знакомство со свойствами муки.
- Как вы думаете, у муки есть своя песенка? (в баночки положили сахар, молоко и муку). Послушали. Вывод: муки в баночке мало, она легкая и мягкая, её даже не слышно.
- Если муки много, она тяжелая (дети поднимали пачку муки).
- А еще, оказывается с мукой можно играть. Дети делали отпечаток кулачка и ладошки на муке, просеивали муку через сито. Значит мука умеет сыпаться, она сыпучая. Из муки можно насыпать горку. На муке можно рисовать узоры.
Добавляли в воду муку. Мука растворилась в воде и стала мутная, не прозрачная.
Поставили перед детьми проблемную ситуацию: что будет с мукой если в неё нальём воду. Мука стала липкая, не сыпучая. Получилось тесто, из которого дети лепили оладушки, колобки.
Большой интерес вызвал у детей проект: «Полезные и вредные продукты», в рамках которого был организован мини-музей.
Чтобы доказать, что чипсы не являются полезными продуктами, провели следующие эксперименты:
- положили один чипс на бумажную салфетку, согнули её пополам, раздавили чипс руками, убрав его на тарелочку, посмотрели на салфетку, она покрылась жирными пятнами. Сделали вывод, что чипсы очень жирные.
- высыпали остатки чипсов в стакан с водой и размешали ложкой. Вода стала мутной, жирной.
-следующий опыт проводил воспитатель. В воду, где находились чипсы, добавили две капли йода. Заметили, что вода и чипсы окрасились в ярко-синий цвет. Отсюда сделали вывод, что в чипсах большое количество крахмала. Если кушать чипсы в большом количестве и каждый день, крахмал начнет накапливаться в организме и человек начинает толстеть, и вы будете похожи на героев сказки: «Три толстяка».
Вопрос детям: «Как выдумаете, полезно кушать чипсы?» Все хором ответили: нет! Но от полки с чипсами в мини-музее не отходили.
Очень заинтересовал детей опыт с кока-колой. Заранее в колу положили скорлупу от яйца, она потемнела. В кока-коле много красителей, что вредно для зубов и нашего желудка. Дети добавляли в колу ментос, напиток шипел, добавляли сахар, переливался через горлышко. В кока-коле много газов, а это также вредно для желудка.
В рамках проекта: «Корова-домашнее животные», ребята познакомились со свойствами молока. В группе был организован мини-музей молочных продуктов.
Были проведены следующие опыты:
- Молоко имеет цвет. Перед детьми поставили два стакана. В одном налита вода, в другом молоко. Поместили в стаканы трубочки. Видна ли трубочка в воде и молоке? Сделали вывод: вода прозрачная, а молоко не прозрачное, оно имеет цвет.
- Молоко имеет вкус.
- Волшебство в молоке. Добавляли в молоко пищевой краситель, брали ватную палочку, смоченную в жидкое мыло и касались ей молока. Наблюдали чудесное явление, как краски разлетаются в стороны, образуя причудливые узоры.
Работа в этом направлении ещё не завершена. Она будет продолжена в следующих проектах. Мы надеемся, что наши юные исследователи на долгие годы сохранят интерес к исследованиям и познанию мира.
Благодарю за внимание!