Наталья Шарова
Конспект экспериментальной деятельности «Снег. Лед»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Снег. Лед. "
Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.
Задачи:
• расширять знания детей о зиме, ее месяцах;
• продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе (низкая температура воздуха, солнце не греет, короткие дни, длинные ночи и т. д.);
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности „Снег, Лед“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Темочки
• формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега (белый, бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый, хрупкий; не тонут в воде; тают в тепле);
• развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;
• учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
• обогащать словарный запас детей;
• воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.
Материал для занятия: снег, кусочки льда, лёд с замёрзшими в нём мелкими игрушками, цветные картонки, молоток, ёмкость с водой комнатной температуры, пластмассовые ложки, полиэтилен, ёмкость для изготовления искусственного льда, клеёнки на столы, лупы.
Ход занятия:
1. Чтение стихотворения:
Закружили метели, песни вьюга поёт.
До весенней капели вся природа заснёт.
Холод, песни метели и дорога пуста…
И закованы реки в прочный панцирь из льда.
- о каком времени года это стихотворение?
Д/и «Снежный ком». Подберите слова определения «Зима какая?»
-сколько месяцев зимой? назовите зимние месяцы; какой месяц сейчас? какой будет? какой был?
Сегодня мы продолжим разговаривать о зиме. Послушайте внимательно логическую задачу:
«На Новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом… В лесу было тихо, неслышно было птиц, не видно было зверей… Не нашел Саша и речки, потому что кругом была только белая поляна да снег… Очень удивился Саша… Стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка?.
Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать Саше о зиме».
Что же она ему рассказала?
(свободные ответы детей)
Послушайте ещё загадки:
Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно (лёд)
Всю зиму смирно лежит, а потом убежит (снег)
Как думаете, о чём ещё сегодня мы будем говорить? (о снеге и льде)
Как настоящие учёные мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного. Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия. В конце наших исследований самому активному исследователю будет наклеена эмблема научного сотрудника.
Проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда
Мы с вами будем экспериментировать со снегом.
Ребята я принесла вам снег, давайте проведем несколько опытов с ним. Но прежде всего мы начнем, давайте вспомним правила работы со снегом :
1. Не кидаться снегом;
2. Не брать в рот снег;
3. Работать аккуратно;
1. Что такое снег?
Снег-это вид атмосферных осадков, выпадающих на землю. Он состоит из мельчайших кристаллов льда. Снег, как и дождь, падает из туч. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей. Кристаллик все время растет и, наконец, становится красивой звездочкой. Наблюдая за снегом, обращаем внимание, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
2. Почему же снег не похож на лед?
Из дополнительных источников и бесед с родителями мы узнали, что снежинка – это скопление маленьких кристалликов льда, которые отражаются друг от друга, поэтому снег белый. А твердости нет у них, потому что эти красивые кристаллы очень маленькие и не могут выдержать какого-либо давления.
Нам стало интересно, почему в мороз мы идем и слышим скрип снега, а когда тепло, то скрипа не слышно.
3. Скрип снега.
При сдавливании снег издает звук, напоминающий хруст. Этот звук возникает при ходьбе. Скрип снега слышен при температуре ниже -2 (-5) градуса. Считается, что есть две причины возникновения звука: ломание кристалликов снега и скольжение кристалликов снега друг о друга под давлением.
После полученной информации мы начали исследовать свойства снега.
4. Откуда берется снег?
Невидимые водяные пары поднимаются высоко в небо, где сильный холод. Тм пары превращаются в крохотные кристаллики льда. льдинки растут и увеличиваются их лучики, и постепенно они становятся красивыми снежинками. Когда они становятся тяжелыми, то они падают вниз.
Переходим к изучению снега и льда
Давайте проверим.
Проводится опыт №1. Нажимаем пальчиком сначала в снег, а потом прикладываем палец ко льду.
Вывод: на снегу при нажатии пальцем образуются следы – он рыхлый, а на льду нет отпечатков – он плотный.
Опыт №2. «какой на ощупь».
- У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.
Ответы: Холодный, твердый, тяжелый, по цвету – бесцветный.
Вос-ль: А снег? – ответы детей.
Опыт №3. Как вы думаете, что окрасится быстрее лёд или снег? (ответы детей)
Давайте проверим.
В банки с водой и снегом наливается окрашенная вода.
Вывод: снег окрасился быстрее, т. к. он рыхлый и окрашенная жидкость проникла быстрее, чем через плотный лёд.
Опыт№ 4:Определение запаха. А теперь давайте проверим, есть ли запах у льда и снега
Ответы детей.
Опыт №3. «Определение прозрачности».
Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. ( Ответы детей: «Под снегом не видно.
Значит, лёд прозрачный, а снег – непрозрачный»).
Опыт 4. Определение прочности.
Если уронить лед? Ударить молотком? Что произойдет? (Ответы детей). Почему разбился? (Хрупкий)
Опыт 5. Тонет ли лед? А снег? (Дети высказывают свои предположения)
В стакан с водой комнатной температуры кладут комочек снега (льда, наблюдают, что происходит (не тонут, легче воды)
Опыт №6. «Воздействие температуры».
Воспитатель:
Вы утверждаете, что лед и снег - это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Загляните в стаканчик, он пустой. Положите лед, а в другой пустой стаканчик – снег. Посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему? Лед и снег начали таять от тепла рук. Вытрите руки.
Физминутка «Снег»
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх) И под горкой снег, снег. (приседаем) И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны) И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками) А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя) Тише, тише, не шуметь. (пальчик к губам, шепотом).
Вос-ль: А теперь загляните в свои стаканчики. Что вы видите? (Ответы детей).
Что можно сказать про лед? (Ответы.). А про снег? Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под воздействием мороза.
Вывод: Таким образом, можно сказать, что снег и лед это замерзшая вода.
Опыт №7. Исследование чистоты снега.
Это снег я набрала на улице на нашем участке, давайте посмотрим, какая она.
Вывод: Растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязный.
Вывод: нельзя есть снег.
А в конце нашего эксперимента я предлагаю сделать кормушку для птиц.
-Подведение итогов
-Вам понравилось? Что вы делали сегодня?
- Что общего между снегом и льдом? (из воды, холодные,)
-А чем они отличаются?
Ответы: рыхлый, твердый, легкий тяжелый, белый, прозрачный.
-В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную).
-В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).
Что еще узнали?
Снег мягкий, а лед -…
Снег белый, а лед…
Снег легкий, а лед …
Ребята, а как вы думаете, приносит ли снег пользу человеку, и какую?
- Дышать после снега легко, потому что снег как метла собирает всю пыль, микробы и воздух становится чище, в организм попадает меньше микробов.
Ребята, а теперь поиграйте со снегом, слепите из него снеговика, домик.
Ответы: нельзя он тает, его нельзя оставить в группе.
-Ребята я вам предлагаю сделать искусственный снег, чтобы его можно было использовать в игре на следующем занятии
Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали.
-Ребята, вам понравилось быть учеными, исследователями?
Ребята за работу сегодня вручаю медали ученого исследователя.