Наталья Румянцева
Экспериментальная деятельность. Развитие поисковой активности и познавательной мотивации (посадка лука)
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, а в частности - к экспериментированию.
Публикация «Экспериментальная деятельность, Развитие поисковой активности и познавательной мотивации (посадка лука)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Посадка и выращивание
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как, зачем, почему, для чего это нужно?»
В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:
- перед ребенком ставится проблема, которую необходимо решить;
- предлагаются возможные решения;
- ребенок проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает сам выводы в соответствии с результатами проверки.
Во время совместной работы воспитателя с детьми строятся партнерские отношения. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания – творческий процесс, и задача воспитателя – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, а также создать для этого необходимые условия.
Предполагаемая методическая система способствует не только интеллектуальному развитию дошкольников, но и заметному повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей.
Работа с родителями:
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. И в этом воспитатель может помочь родителям разместить памятки на информационных стендах «Для Вас, родители!»
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком – ребенок не может развиваться в обстановке без участия к нему взрослых. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследованиях Расспросите ребенка о результатах деятельности, о том как ребенок их достиг (в это время ребенок приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Наш эксперимент :
Я для исследования решила поэкспериментировать с «Посадкой лука».
Методика направлена: - развитие самостоятельности и сотрудничества детей с друг другом и воспитателем; - повышение общего эмоционального фона и улучшение психологического климата в группе.
Задачи: Развивать познавательную активность детей в процессе экпериментирования. Закреплять культурно гигиенические навыки, воспитывать аккуратность в работе с водой. Способствовать расширению знаний детей о росте растений, активизировать речь и обогащать словарь детей. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
Но также моя задача была в том, чтобы дети увидели как растет лук в светлом, солнечном месте и как в темном месте растет. Как проявится отличие на луковицах? То есть создать проблемную ситуацию, в которой дети сами должны были разобраться и понять, чтобы сделать вывод.
Словарная работа: чешуйка, корешки, вершки (перышки, стрелки)
Активизация словаря : корень, луковица, посадить.
Предварительная работа: Рассматривание луковицы, дать потрогать на ощупь, рассказ о лечебных свойствах лука.
Материал: несколько луковиц, лейка с водой, емкости для посадки лука.
Ход работы:
Детям показала лук, загадала загадку:
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает-тот слезы проливает. (лук)
Дети отвечали правильно, потом рассказала о полезных свойствах лука.
Далее вместе с детьми перешли к работе, т. е. к посадке лука. Обязательно проговорили, что для этого нужно и необходимо? (Вода, свет, тепло, солнышко, воздух).
Проговорили правила работы с водой:
Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда. Тряпка под рукой всегда.
Потому что в ходе экспериментирования также развиваются культурно-гигиенические навыки.
Каждый ребенок потрогал на ощупь луковицу, ее корешки потом две луковицы в стаканчиках с водой поставили на подоконник и одну в темное место, где нет солнечного света в шкафчик.
После работы проговорили еще одно главное правило
Ты работу завершил? Все на место положил?
Стишки обязательно нужно проговаривать, так как их дети очень хорошо запоминают и в дальнейшем используют их в самостоятельной работе и в своей жизни.
Посадили мы лук 1 февраля 2018
5 февраля посмотрели вместе с детьми на луковицы и увидели, что у луковиц, которые стояли на солнечной стороне вода в стаканчиках убивалась, корни стали длиннее и появились зеленые перышки. А луковица, которая стояла в темном месте осталась без видимых изменений, только немного убавилась вода. В ходе этого наблюдения вместе с детьми проговорили, что лук который находится на солнышке больше пьет воды и быстрее пророс, после этого дети подлили свежую воду в стаканчики и поставили вновь на свои места.
9 февраля мы с детьми снова посмотрели на лук и увидели ярко зеленые длинные (10-15 см.) перышки, а у лука который стоял в темном месте стали длинные корни, а пророс совсем чуть-чуть.
12 февраля мы вместе с детьми пришли к выводу, что для хорошего роста растения нужен солнечный свет (Витамин Д, свежая вода, тепло, свежий воздух. Тогда растения будут расти большими, свежими и витаминизированными.