Евгения Ерофеева
Развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельност
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности».
Ерофеева Евгения Викторовна воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад№4
Система дошкольного образования перешла на новый этап – введение ФГОС дошкольного образования. Особое внимание в контексте ФГОС дошкольного образования обращается на развитие личности ребёнка, его способностей, умение самостоятельно добывать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. Существенную роль в этом играет познавательно-исследовательская деятельность детей, протекающая в форме детского экспериментирования : дети преобразуют объекты, выявляя скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие действия превращаются в формы поисковой деятельности.
Публикация «Развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельност» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Разработку теоретических основ детского экспериментирования осуществляли Н. Н. Поддьяков, И. С. Фрейдкин, Н. А. Рыжова и другие известные учёные. По мнению Н. А. Рыжовой, ребёнок является исследователем, самостоятельно воздействующим различными способами на окружающие предметы и явления. Он знакомиться с природой в процессе экспериментирования. Изучение объектов природы, их взаимосвязей способствует формированию у детей обобщенных представлений. Позиция Рыжовой основана на мнении Н. Н. Поддьякова, который считает экспериментирование истинно детской деятельностью.
Основываясь на этом, можно сформулировать проблему исследования, заключающуюся в том, что в настоящее время стоит острая необходимость в развитии дошкольника поисковой активности и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста, как критерия успешности подготовки к его дальнейшему обучению и подготовке к школе, и в то же время обнаруживается недостаточная методическая разработанность проблемы формирования поисковой активности и познавательной мотивации в образовательном процессе ДОУ.
Дети экспериментируют с педагогом с большим удовольствием, но в самостоятельной деятельности редко отдают этому предпочтение. Поисковая активность и познавательная мотивация развиваются более эффективно, когда экспериментирование основано на принципах проблемного обучения.
Задача педагога должна быть направлена на решение следующих задач:
• Накопить познавательный опыт.
• Развивать умения действовать в соответствии со структурой организации эксперимента : ставить цель, выявлять проблему, выдвигать гипотезу, обнаруживать несоответствие результата и цели, координировать свою деятельность.
• Поддерживать инициативу, самостоятельность.
Организация эксперимента требует определенного уровня подготовки детей. Для того, чтобы они могли решить поставленную педагогом проблему или выявить ее самостоятельно, наметить метод и способ решения, у дошкольников должны быть конкретные представления и фактические сведения а предметах и явлениях природы.
Эта информация отбирается педагогом, адаптируется к возрасту воспитанников.
Перед проведением эксперимента педагог с детьми читает познавательную литературу, просматривает видеофильмы; беседует; наблюдает за природными изменениями; объектами неживой природы; ходит на экскурсии; рассматривает коллекции.
Особую роль в развитии познавательной мотивации и поисковой активности детей играет развивающая предметно-пространственная среда. В группе созданы центры «Познания и исследования». Оборудование и материалы подобранны в соответствии с возрастными особенностями и темами экспериментов и обозначены знаками. Дети, ориентируясь на них, знают, где и какие материалы и оборудование размещены.
Воспитанники проводят эксперименты с водой, воздухом, со звуком по готовым моделям, картинкам-схемам, рисункам. Фиксируют свои результаты в рисунках, делают выводы, делятся результатами.
В своей работе используем разнообразные приемы повышения поисковой активности и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей : интерес к предстоящей деятельности обеспечивается через мотивацию, образность, эмоциональность; значимость и необходимость участия каждого в деятельности; стимулируется исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения («Как?», «Что узнаешь при этом?»); обсуждаются с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования и результата («Если так, то.», «Что изменится, если.»); помогают составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы, знаки, чертежи); используются приемы развития творческого воображения.
Накопление ребенком опыта инициативного поведения в поисковой активности и познавательной мотивации, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области (труд, коммуникация, социализация и др.). Содержание опытно – экспериментальной деятельности состоит из пяти блоков педагогического процесса.
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). При организации культурных практик, познавательно-исследовательская деятельность занимает ведущее место, т. к. исследования, изучение и сравнение происходит и на прогулке, и во время творческой работы и во время трудовых поручений.
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. Совместная работа с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
5. Создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Так же мы организуем во время прогулок экскурсии, где дети могут закрепить свои знания о свойствах предметов (глина, песок, тесто и т. д.)
Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Правильно организованная предметно-развивающая среда,, организация познавательно-исследовательской деятельности, развитие новых партнерских отношений «ребенок–воспитатель–родитель», применение интересных форм организации участников процесса дала и даёт хорошие результаты. Используя опытно- экспериментальную деятельность, я пришла к выводу, что опытно- экспериментальная деятельность представляет собой процесс активизации познавательной деятельности детей, формируя устойчивый интерес к познанию окружающего мира, и поможет дошкольнику успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Эффективное использование данной образовательной технологии приводит к тому, что у детей :
- развиваются познавательные способности и творческое воображение;
- формируется постоянный интерес к самостоятельным исследованиям, стремление познавать новое, добывать знания;
- речь воспитанников становится грамотной;
- проявляется избирательный интерес и индивидуальность;
- в процессе совместной деятельности у детей возникает более тесный контакт с родителями и сверстниками.
Литература:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5– 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2013. — 159 с.
2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ «Сфера», 2014. — 192 с.
3. Королева Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни/ Л. А. Королева. — СПб. : ООО «Издательство «детство-пресс», 2015. – 64 с.
4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст : Учеб. Пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. — М. : Педагогическое общество России, 2012. — 80 с.
5. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. — СПб. : ООО «Издательство детство — пресс», 2011. — 128 с.
6. Интернет ресурсы сайт «Инфоурок» сылка https://infourok.ru/statya-razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-processe-opitnoeksperimentalnoy-deyatelnosti-1428747.html
7. Интернет ресурсы Социальная сеть работников
образования nsportal.ru https://nsportal.ru/