Анна Бояркина
Интерактивная тематическая папка «лэпбук» как эффективное средство развития познавательной активности младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст – это самый важный этап человеческой личности, когда маленький человечек начинает осознавать самого себя и своё место в окружающем его мире, то, что он является неотъемлемой частью это окружающего мира.
Публикация «Интерактивная тематическая папка „лэпбук“ как эффективное средство развития познавательной активности младших дошкольников» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
В Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной активности. Познавательная активность оказывает большое побудительное значение на процесс и результат учения. Все авторы, занимавшиеся исследование этого вопроса: Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Д. Б. Годовикова, Т. М. Землянухина, А. В. Петровский, Г. И. Щукина и др., считают, что познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребёнка.
Познавательная активность – целенаправленность человек на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизация психического процесса, деятельность человек и его познавательные способности. Наиболее основными показателями познавательной активности ребёнка являются :
- познавательная активность дошкольника ярко проявляется в вопросах, сравнении, экспериментировании, постановке и решении разнообразных детских проблем, направленных на более глубокое познание ребёнком окружающих предметов и явлений;
- ребёнок проявляет познавательный интерес и любознательность «Что это?», «Почему?», «Как?», «Зачем?»;
- ребёнок в процессе познания проявляет эмоции, свидетельствующие об отношении к процессу познания;
- в процессе познания ребёнок выступает как полноценная личность, способная к определению собственной активности, творчества в деятельности, реализации собственной воли, интересов и потребностей.
Основной целью организации процесса познания с целью его развивающего влияния на ребёнка, должен стать поиск такого способа организации жизни детей в группе, чтобы мир перед ними открывался в живых красках, ярких и нежных цветах, сказках, фантазиях, играх, через неповторимое детское творчество. Необходимо пробудить в каждом ребёнке источник мышления и речи, чтобы каждый ощутил себя исследователем и мудрым мыслителем, чтобы собственное достижение вызывало трепет сердца и закаляло волю.
Если такую систему работы начать с младшего возраста, развивающий эффект образовательно-воспитательного процесса будет реализован.
Сегодня часто заходит речь о снижении уровня познавательной активности у детей дошкольного возраста. У дошколят не возникает интереса к окружающему миру, нет стремления к его познанию… Проблема формирования и развития познавательной активности у детей дошкольного возраста очень актуальна в наши дни.
Становится очевидным, что простое использование дидактических игр и пособий в образовательном процессе не дает должного эффекта и не вызывает у детей активного интереса. Поэтому возникает необходимость поиска новых подходов к взаимодействию с воспитанниками.
Набирая детей в первую младшую группу, мы с коллегой решили проверить, как же обстоят дела с познавательной активностью у наших малышей. Для изучения уровня развития познавательной активности детей нами была использована методика Годовиковой Д. Б. (см. Приложение, целью которой является выявление уровня развития любознательности и степени выраженности поисковой активности у детей младшего дошкольного возраста. По итогам проведенного экспериментального исследования мы получили следующие результаты: высокий уровень развития познавательной активности отмечен у 13% детей, средний уровень – у 45%, низкий уровень – у 42% .
В связи с этим перед нами встала проблема поиска новых путей и возможностей, которые могли бы помочь в решении данной проблемы. Некоторое время мы с коллегой находились в активном поиске форм, методов и приемов, которые помогли бы нам в формировании и развитии познавательной активности детей. Результатом такого поиска в нашем случае стала интерактивная тематическая папка или «лэпбук».
Что такое лэпбук? В дословном переводе с английского лэпбук - это «наколенная книга». Это интерактивная папка или книжка-раскладушка, в которой собран материал по определенной теме, с кармашками, дверками, окошками, гармошками, вкладками, подвижными и подвесными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, сортировать по своему усмотрению.
Лэпбук - это верный и добрый помощник, который эффективно помогает :
• расширять знания и представления об окружающем мире;
• структурировать сложную информацию;
• развивать познавательный интерес и творческую активность;
• разнообразить даже самую скучную тему;
• научить простым способам запоминания;
• развивать внимание, память, мышление;
• развивать связную речь и обогащать словарный запас;
• повторить пройденный материал.
Итак, мы запланировали работу с несколькими лэпбуками в течение всего учебного года с сентября 2017 по май 2018гг. Взяв за основу главные принципы создания лэпбуков (интересное содержание, мобильность, возможность последующего пополнения материала, мы начали внедрение нового дидактического пособия в младшей группе, используя его как средство для развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
В результате внедрения лэпбука в образовательную деятельность группы мы ожидали:
– прежде всего, повышения познавательной активности наших малышей;
– формирования устойчивого интереса к «исследованию» материала;
– обогащение словарного запаса по изучаемым темам;
– развития общей ручной умелости и мелкой моторики;
- развитие самостоятельности и инициативы;
– повышения творческой активности родителей;
– пополнения предметно-пространственной развивающей среды в группе.
На начальном этапе внедрения лэпбука мы провели наблюдение, чтобы выявить интерес детей к данному дидактическому пособию, в результате которого мы выделили три уровня познавательной активности у младших дошкольников при работе с лэпбуком :
• I уровень - детей привлекает интерактивная папка, отличающаяся яркостью, красочностью, но интерес к ее содержанию не проявляется;
• II уровень - дети стремятся ознакомиться с интерактивной папкой : их привлекает разнообразие и возможность выбора различных дидактических заданий. Однако интерес к лэпбуку невысок и определяется с помощью взрослого;
• III уровень - дети самостоятельно проявляют интерес к интерактивной папке; без помощи взрослого рассматривают и изучают содержимое лэпбука; стремятся получить новые знания, задавая вопросы, как по содержанию лэпбука, так и по возможности расширения имеющейся информации.
Оказалось, что детей нужно мотивировать и вызывать у них эмоциональный отклик на работу с лэпбуком и его содержимым. Поэтому возникла необходимость в поэтапном внедрении интерактивных папок.
На первом этапе мы использовали самый простой лэпбук, который содержал всего два кармашка с заданиями, с целью вызвать интерес детей к данному пособию.
На следующем этапе был внедрен лэпбук с усложнением, с целью поддержки детского интереса.
На третьем этапе был создан многофункциональный лэпбук, представляющий собой уникальное пособие с множеством кармашков и заданий, с акцентом на зону ближайшего развития ребенка.
В рамках проведения тематических недель мы с коллегой изготовили лэпбуки, которые успешно используем в своей работе:
Лэпбук «Растем с книгой» расположен на 5 страницах и имеет следующие разделы: дидактические игры «Кто что ест?», «Чья мама?», «Кто как говорит?», картинки «Дикие и домашние животные», загадки об овощах, чистоговорки и плоскостной театр «Колобок», «Теремок», «Репка». Игры направлены на развитие речи, обогащения словаря, логического мышления, внимания, памяти.
Яркий и интересный лэпбук «Домашние животные» содержит дидактические игры «Кто что ест», «Чья тень?», «Мамы, папы и малыши», «Собери картинку», загадки и стихи о домашних животных, раскраски.
Лэпбук «Расту здоровым». Цель: Закреплять знания детей о здоровом образе жизни. Папка содержит дидактические игры «Полезные и вредные продукты», «Сложи картинку», «Лабиринты здоровья», карточки «Аптечка», «Виды спорта», загадки и пословицы.
В ходе работы с лэпбуками мы провели повторную (промежуточную) диагностику по той же методике Годовиковой Д. Б. и отметили, что уровень познавательной активности детей уже стал выше, появился интерес к познанию окружающего мира. Результаты повторного (промежуточного) исследования оказались такими: высокий уровень развития познавательной активности отмечен у 15% детей, средний уровень – у 48%, низкий уровень – у 37%..
К созданию лэпбука мы привлекали и родителей, тем самым, давая им возможность вместе с детьми в процессе поисковой деятельности находить ответы на вопросы и получать новые знания.
Таким образом, в ходе работы с лэпбуком мы отметили, что:
• у малышей повысился интерес к содержанию папки;
• дети знают и умеют пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке;
• дети стали более любознательными; склонными наблюдать, экспериментировать;
• дети инициативны, самостоятельны в изучении материала в интерактивной папке :
• повысился интерес родителей к образовательному процессу в ДОУ.
Мы считаем, что интерактивная тематическая папка - очень эффективное пособие для развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста. В любое удобное время ребенок просто открывает «книгу» и увлеченно изучает ее содержимое. Мы рекомендуем своим коллегам-воспитателям взять на вооружение опыт и активно использовать в своей работе интерактивные тематические папки - лэпбуки.
В заключение хотелось бы отметить, что в наших папках – раскладушках поместилось много информации в привлекательной и интересной форме. Дети очень бережно относятся к продукту совместного творчества и с гордостью рассказывают и показывают его. Лэпбук стал значимым элементом развивающей предметно-пространственной среды нашей группы. Работа по созданию лэпбука помогла привлечь родителей к совместной деятельности, стала особым видом детско-родительского творчества. Также отметим, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества. В процессе такого творчества ребёнок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником, автором собственных загадок, стихотворений и историй. Такая увлекательная форма работы, несомненно, создаёт условия для развития личности, мотивации и способностей ребёнка.
Источники:
1. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 1989.
2. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве : пособие для педагогов дошкольных учреждений - М. : Мозаика-Синтез, 2006.
3. Годовикова Д. Б. Форма общения со взрослыми как фактор развития познавательной активности ребёнка. Общение и развитие психики. – М. ,1986.
4. Годовикова Д. Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1.
5. Землянухина, Т. М. Особенности формирования любознательности // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 11. - С. 11-16.
6. Смирнова, Е. О. Лучшие развивающие игры / Е. О. Смирнова. - М. : Эксмо, 2010.
7. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. –
М. : Просвещение, 1971.
Приложение
Для изучения познавательной активности детей была использована методика Д. Б. Годовиковой, целью которой является выявление уровня развития субъективной познавательной активности детей.
«Экспериментальное исследование проходило следующим образом. В специально отведенном помещении на детском столике раскладывались предметы, позволяющие развернуть игры разного содержания (например, конструктор «Лего», пазлы, машинки, куклы, счетные палочки, лото «Животные», «Овощи и фрукты», детские книги и пр.) Среди них находились также специальные предметы, заключающие в себе «секрет», «загадку». Детям предлагали поиграть в игрушки, не упоминая о предметах и «секретами». Взрослый при этом выступал сторонним наблюдателем (он находился в этом же помещении, но не вмешивался в деятельность ребёнка) и фиксировал все вербальные и невербальные проявления детей. Особое внимание уделялось тому, обнаруживал ли ребёнок интерес к предметам с «секретом», насколько настойчиво стремился разобраться в них и как при этом действовал. Экспериментальное исследование проводилось с каждым ребёнком индивидуально.
Высокий уровень познавательной активности отмечен у 3 детей (13%). Данные дети демонстрировали устойчивый интерес и внимание к выбранному предмету (например, в течение длительного времени дети играли, изучали выбранный предмет. Они рассказывали, как можно играть с этими предметами: «У меня дома тоже есть конструктор», «Я строю крепость для солдат, а иногда большой гараж для машины»). Также детей, обладающих высоким уровнем развития познавательной активности, характеризуют ярко проявляющиеся вербальные и невербальные реакции по отношению к предмету взаимодействия. Во время игры с выбранными предметами дети вербально демонстрировали радость, удивление, озабоченность и другие эмоции (например, «Ура! У меня получилось», «Вот это да», «Что-то у меня не получается, надо подумать»). На невербальном уровне познавательная активность детей проявлялась в различных эмоциональных реакциях, таких как улыбка, нахмуренные брови, почесывание затылка и пр. О высоком уровне познавательного развития свидетельствует стремление детей включить в свою деятельность и взрослого (экспериментатора). Во время экспериментального исследования дети высказывали своё мнение, часто задавали вопросы, разные по содержанию. При этом большинство вопросов было направлено на получение глубоких знаний о предметах и объектах (например, «Почему страус зарывает голову в песок?», «Почему кукушка кукует?», «Как хамелеон меняет цвет?»).
Необходимо также отметить, что для детей с высоким уровнем познавательной активности характерен интерес к коробке с «секретом». Данные дети крутили её, трясли, ощупывали, разглядывали, задавали вопросы («Почему коробка закрыта?», «Кто мог её закрыть?», «Интересно, что спрятано в коробке?», Дети предлагали различные способы для открытия коробочки с «секретом» («Можно открыть ключом», «Сломать её», «У меня папа сильный, он точно откроет»). В итоге, проявляя упорство и настойчивость в достижении желаемого результата, дети открывали коробку с «секретом». Это открытие приносило им радость, удовлетворение и гордость («Ура! Она открылась!», «Я сам смог её открыть» и пр.).
Большинство детей младшего дошкольного возраста – 10 человек (45%, пинявших участие в эксперименте, характеризуются средним уровнем развития познавательной активности. Данные дети обращали внимание на хорошо знакомые игрушки (машинки, конструкторы, куклы). В процессе взаимодействия с предметами дети проявляли как вербально, так и не вербально положительные и отрицательные эмоциональные реакции на выбранный предмет (дети улыбались, смеялись, хмурили брови, злились и пр.). На вербальном уровне познавательная активность проявлялась в высказываниях: «Ничего не получается!», «Я люблю играть в куклы», «Очень красивая книга» и пр. О среднем уровне развития познавательной активности детей свидетельствует их стремление задавать вопросы взрослому, на интересующие их темы ( например: «Из чего сделана эта машина?», «Какая марка этой машины?» и пр.). Вместе с тем, необходимо отметить, что в отличие от детей с высоким уровнем познавательной активности, дети, обладающие средним уровнем развития, задают вопросы познавательного характера намного реже. Также в центре внимания детей находился и предмет с «секретом» («А что это такое?», «Какая красивая коробочка!» и т. п.). Дети, характеризующиеся средним уровнем познавательной активности, предпринимали открыть коробочку с «секретом» : «Надо её открыть!», «А где ключ?» и пр. Однако, не сумев открыть коробку с первого, второго раза, они откладывали её в сторону («Никак не открывается! Ну и ладно!», «Лучше я буду в машинки играть» и пр.).
Таким образом, во время экспериментального исследования, дети со средним уровнем развития познавательной активности не проявляли упорства и настойчивости во взаимодействии с предметом с «секретом», а также устойчивого интереса к осуществлению данной деятельности.
Развитие познавательной активности оставшихся детей (9 человек, т. е. 42 %) находится на низком уровне. Во время исследования из всего перечня предложенного материала данные дети отдавали предпочтение играм знакомого содержания. Однако интерес к выбранным предметам недостаточно устойчивый. Детей привлекали лишь яркость и красочность материала (например, мальчик взял яркий и большой конструктор, затем стал рассматривать книги и т. д.). Во время взаимодействия с выбранными предметами дети не задавали вопросы, никак не комментировали свои действия. Ярких эмоциональных проявлений (вербальных и невербальных) в процессе взаимодействия с предметом также не наблюдалось. Дети, характеризующиеся низким уровнем развития познавательной активности, не проявляли внимания и интереса к предметам с «секретом». Во время исследования они не осматривали, не ощупывали коробку с «секретом». Дети с низким уровнем развития познавательной активности не стремятся к достижению успеха, к познавательной деятельности, к решению проблемных ситуаций».