Папки-передвижки

Интерактивная тематическая папка  «лэпбук» как эффективное средство развития познавательной активности младших дошкольников

Анна Бояркина
Интерактивная тематическая папка  «лэпбук» как эффективное средство развития познавательной активности младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – это самый важный этап человеческой личности, когда маленький человечек начинает осознавать самого себя и своё место в окружающем его мире, то, что он является неотъемлемой частью это окружающего мира.

Публикация «Интерактивная тематическая папка  „лэпбук“ как эффективное средство развития познавательной активности младших дошкольников» размещена в разделах

В Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной активности. Познавательная активность оказывает большое побудительное значение на процесс и результат учения. Все авторы, занимавшиеся исследование этого вопроса: Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Д. Б. Годовикова, Т. М. Землянухина, А. В. Петровский, Г. И. Щукина и др., считают, что познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребёнка.

Познавательная активность – целенаправленность человек на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизация психического процесса, деятельность человек и его познавательные способности. Наиболее основными показателями познавательной активности ребёнка являются :

- познавательная активность дошкольника ярко проявляется в вопросах, сравнении, экспериментировании, постановке и решении разнообразных детских проблем, направленных на более глубокое познание ребёнком окружающих предметов и явлений;

- ребёнок проявляет познавательный интерес и любознательность «Что это?», «Почему?», «Как?», «Зачем?»;

- ребёнок в процессе познания проявляет эмоции, свидетельствующие об отношении к процессу познания;

- в процессе познания ребёнок выступает как полноценная личность, способная к определению собственной активности, творчества в деятельности, реализации собственной воли, интересов и потребностей.

Основной целью организации процесса познания с целью его развивающего влияния на ребёнка, должен стать поиск такого способа организации жизни детей в группе, чтобы мир перед ними открывался в живых красках, ярких и нежных цветах, сказках, фантазиях, играх, через неповторимое детское творчество. Необходимо пробудить в каждом ребёнке источник мышления и речи, чтобы каждый ощутил себя исследователем и мудрым мыслителем, чтобы собственное достижение вызывало трепет сердца и закаляло волю.

Если такую систему работы начать с младшего возраста, развивающий эффект образовательно-воспитательного процесса будет реализован.

Сегодня часто заходит речь о снижении уровня познавательной активности у детей дошкольного возраста. У дошколят не возникает интереса к окружающему миру, нет стремления к его познанию… Проблема формирования и развития познавательной активности у детей дошкольного возраста очень актуальна в наши дни.

Становится очевидным, что простое использование дидактических игр и пособий в образовательном процессе не дает должного эффекта и не вызывает у детей активного интереса. Поэтому возникает необходимость поиска новых подходов к взаимодействию с воспитанниками.

Набирая детей в первую младшую группу, мы с коллегой решили проверить, как же обстоят дела с познавательной активностью у наших малышей. Для изучения уровня развития познавательной активности детей нами была использована методика Годовиковой Д. Б. (см. Приложение, целью которой является выявление уровня развития любознательности и степени выраженности поисковой активности у детей младшего дошкольного возраста. По итогам проведенного экспериментального исследования мы получили следующие результаты: высокий уровень развития познавательной активности отмечен у 13% детей, средний уровень – у 45%, низкий уровень – у 42% .

В связи с этим перед нами встала проблема поиска новых путей и возможностей, которые могли бы помочь в решении данной проблемы. Некоторое время мы с коллегой находились в активном поиске форм, методов и приемов, которые помогли бы нам в формировании и развитии познавательной активности детей. Результатом такого поиска в нашем случае стала интерактивная тематическая папка или «лэпбук».

Что такое лэпбук? В дословном переводе с английского лэпбук - это «наколенная книга». Это интерактивная папка или книжка-раскладушка, в которой собран материал по определенной теме, с кармашками, дверками, окошками, гармошками, вкладками, подвижными и подвесными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, сортировать по своему усмотрению.

Лэпбук - это верный и добрый помощник, который эффективно помогает :

• расширять знания и представления об окружающем мире;

• структурировать сложную информацию;

развивать познавательный интерес и творческую активность;

• разнообразить даже самую скучную тему;

• научить простым способам запоминания;

развивать внимание, память, мышление;

развивать связную речь и обогащать словарный запас;

• повторить пройденный материал.

Итак, мы запланировали работу с несколькими лэпбуками в течение всего учебного года с сентября 2017 по май 2018гг. Взяв за основу главные принципы создания лэпбуков (интересное содержание, мобильность, возможность последующего пополнения материала, мы начали внедрение нового дидактического пособия в младшей группе, используя его как средство для развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.

В результате внедрения лэпбука в образовательную деятельность группы мы ожидали:

– прежде всего, повышения познавательной активности наших малышей;

– формирования устойчивого интереса к «исследованию» материала;

– обогащение словарного запаса по изучаемым темам;

развития общей ручной умелости и мелкой моторики;

- развитие самостоятельности и инициативы;

– повышения творческой активности родителей;

– пополнения предметно-пространственной развивающей среды в группе.

На начальном этапе внедрения лэпбука мы провели наблюдение, чтобы выявить интерес детей к данному дидактическому пособию, в результате которого мы выделили три уровня познавательной активности у младших дошкольников при работе с лэпбуком :

• I уровень - детей привлекает интерактивная папка, отличающаяся яркостью, красочностью, но интерес к ее содержанию не проявляется;

• II уровень - дети стремятся ознакомиться с интерактивной папкой : их привлекает разнообразие и возможность выбора различных дидактических заданий. Однако интерес к лэпбуку невысок и определяется с помощью взрослого;

• III уровень - дети самостоятельно проявляют интерес к интерактивной папке; без помощи взрослого рассматривают и изучают содержимое лэпбука; стремятся получить новые знания, задавая вопросы, как по содержанию лэпбука, так и по возможности расширения имеющейся информации.

Оказалось, что детей нужно мотивировать и вызывать у них эмоциональный отклик на работу с лэпбуком и его содержимым. Поэтому возникла необходимость в поэтапном внедрении интерактивных папок.

На первом этапе мы использовали самый простой лэпбук, который содержал всего два кармашка с заданиями, с целью вызвать интерес детей к данному пособию.

На следующем этапе был внедрен лэпбук с усложнением, с целью поддержки детского интереса.

На третьем этапе был создан многофункциональный лэпбук, представляющий собой уникальное пособие с множеством кармашков и заданий, с акцентом на зону ближайшего развития ребенка.

В рамках проведения тематических недель мы с коллегой изготовили лэпбуки, которые успешно используем в своей работе:

Лэпбук «Растем с книгой» расположен на 5 страницах и имеет следующие разделы: дидактические игры «Кто что ест?», «Чья мама?», «Кто как говорит?», картинки «Дикие и домашние животные», загадки об овощах, чистоговорки и плоскостной театр «Колобок», «Теремок», «Репка». Игры направлены на развитие речи, обогащения словаря, логического мышления, внимания, памяти.

Яркий и интересный лэпбук «Домашние животные» содержит дидактические игры «Кто что ест», «Чья тень?», «Мамы, папы и малыши», «Собери картинку», загадки и стихи о домашних животных, раскраски.

Лэпбук «Расту здоровым». Цель: Закреплять знания детей о здоровом образе жизни. Папка содержит дидактические игры «Полезные и вредные продукты», «Сложи картинку», «Лабиринты здоровья», карточки «Аптечка», «Виды спорта», загадки и пословицы.

В ходе работы с лэпбуками мы провели повторную (промежуточную) диагностику по той же методике Годовиковой Д. Б. и отметили, что уровень познавательной активности детей уже стал выше, появился интерес к познанию окружающего мира. Результаты повторного (промежуточного) исследования оказались такими: высокий уровень развития познавательной активности отмечен у 15% детей, средний уровень – у 48%, низкий уровень – у 37%..

К созданию лэпбука мы привлекали и родителей, тем самым, давая им возможность вместе с детьми в процессе поисковой деятельности находить ответы на вопросы и получать новые знания.

Таким образом, в ходе работы с лэпбуком мы отметили, что:

• у малышей повысился интерес к содержанию папки;

• дети знают и умеют пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке;

• дети стали более любознательными; склонными наблюдать, экспериментировать;

• дети инициативны, самостоятельны в изучении материала в интерактивной папке :

• повысился интерес родителей к образовательному процессу в ДОУ.

Мы считаем, что интерактивная тематическая папка - очень эффективное пособие для развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста. В любое удобное время ребенок просто открывает «книгу» и увлеченно изучает ее содержимое. Мы рекомендуем своим коллегам-воспитателям взять на вооружение опыт и активно использовать в своей работе интерактивные тематические папки - лэпбуки.

В заключение хотелось бы отметить, что в наших папках – раскладушках поместилось много информации в привлекательной и интересной форме. Дети очень бережно относятся к продукту совместного творчества и с гордостью рассказывают и показывают его. Лэпбук стал значимым элементом развивающей предметно-пространственной среды нашей группы. Работа по созданию лэпбука помогла привлечь родителей к совместной деятельности, стала особым видом детско-родительского творчества. Также отметим, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества. В процессе такого творчества ребёнок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником, автором собственных загадок, стихотворений и историй. Такая увлекательная форма работы, несомненно, создаёт условия для развития личности, мотивации и способностей ребёнка.

Источники:

1. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 1989.

2. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве : пособие для педагогов дошкольных учреждений - М. : Мозаика-Синтез, 2006.

3. Годовикова Д. Б. Форма общения со взрослыми как фактор развития познавательной активности ребёнка. Общение и развитие психики. – М. ,1986.

4. Годовикова Д. Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1.

5. Землянухина, Т. М. Особенности формирования любознательности // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 11. - С. 11-16.

6. Смирнова, Е. О. Лучшие развивающие игры / Е. О. Смирнова. - М. : Эксмо, 2010.

7. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. –

М. : Просвещение, 1971.

Приложение

Для изучения познавательной активности детей была использована методика Д. Б. Годовиковой, целью которой является выявление уровня развития субъективной познавательной активности детей.

«Экспериментальное исследование проходило следующим образом. В специально отведенном помещении на детском столике раскладывались предметы, позволяющие развернуть игры разного содержания (например, конструктор «Лего», пазлы, машинки, куклы, счетные палочки, лото «Животные», «Овощи и фрукты», детские книги и пр.) Среди них находились также специальные предметы, заключающие в себе «секрет», «загадку». Детям предлагали поиграть в игрушки, не упоминая о предметах и «секретами». Взрослый при этом выступал сторонним наблюдателем (он находился в этом же помещении, но не вмешивался в деятельность ребёнка) и фиксировал все вербальные и невербальные проявления детей. Особое внимание уделялось тому, обнаруживал ли ребёнок интерес к предметам с «секретом», насколько настойчиво стремился разобраться в них и как при этом действовал. Экспериментальное исследование проводилось с каждым ребёнком индивидуально.

Высокий уровень познавательной активности отмечен у 3 детей (13%). Данные дети демонстрировали устойчивый интерес и внимание к выбранному предмету (например, в течение длительного времени дети играли, изучали выбранный предмет. Они рассказывали, как можно играть с этими предметами: «У меня дома тоже есть конструктор», «Я строю крепость для солдат, а иногда большой гараж для машины»). Также детей, обладающих высоким уровнем развития познавательной активности, характеризуют ярко проявляющиеся вербальные и невербальные реакции по отношению к предмету взаимодействия. Во время игры с выбранными предметами дети вербально демонстрировали радость, удивление, озабоченность и другие эмоции (например, «Ура! У меня получилось», «Вот это да», «Что-то у меня не получается, надо подумать»). На невербальном уровне познавательная активность детей проявлялась в различных эмоциональных реакциях, таких как улыбка, нахмуренные брови, почесывание затылка и пр. О высоком уровне познавательного развития свидетельствует стремление детей включить в свою деятельность и взрослого (экспериментатора). Во время экспериментального исследования дети высказывали своё мнение, часто задавали вопросы, разные по содержанию. При этом большинство вопросов было направлено на получение глубоких знаний о предметах и объектах (например, «Почему страус зарывает голову в песок?», «Почему кукушка кукует?», «Как хамелеон меняет цвет?»).

Необходимо также отметить, что для детей с высоким уровнем познавательной активности характерен интерес к коробке с «секретом». Данные дети крутили её, трясли, ощупывали, разглядывали, задавали вопросы («Почему коробка закрыта?», «Кто мог её закрыть?», «Интересно, что спрятано в коробке?», Дети предлагали различные способы для открытия коробочки с «секретом» («Можно открыть ключом», «Сломать её», «У меня папа сильный, он точно откроет»). В итоге, проявляя упорство и настойчивость в достижении желаемого результата, дети открывали коробку с «секретом». Это открытие приносило им радость, удовлетворение и гордость («Ура! Она открылась!», «Я сам смог её открыть» и пр.).

Большинство детей младшего дошкольного возраста – 10 человек (45%, пинявших участие в эксперименте, характеризуются средним уровнем развития познавательной активности. Данные дети обращали внимание на хорошо знакомые игрушки (машинки, конструкторы, куклы). В процессе взаимодействия с предметами дети проявляли как вербально, так и не вербально положительные и отрицательные эмоциональные реакции на выбранный предмет (дети улыбались, смеялись, хмурили брови, злились и пр.). На вербальном уровне познавательная активность проявлялась в высказываниях: «Ничего не получается!», «Я люблю играть в куклы», «Очень красивая книга» и пр. О среднем уровне развития познавательной активности детей свидетельствует их стремление задавать вопросы взрослому, на интересующие их темы ( например: «Из чего сделана эта машина?», «Какая марка этой машины?» и пр.). Вместе с тем, необходимо отметить, что в отличие от детей с высоким уровнем познавательной активности, дети, обладающие средним уровнем развития, задают вопросы познавательного характера намного реже. Также в центре внимания детей находился и предмет с «секретом» («А что это такое?», «Какая красивая коробочка!» и т. п.). Дети, характеризующиеся средним уровнем познавательной активности, предпринимали открыть коробочку с «секретом» : «Надо её открыть!», «А где ключ?» и пр. Однако, не сумев открыть коробку с первого, второго раза, они откладывали её в сторону («Никак не открывается! Ну и ладно!», «Лучше я буду в машинки играть» и пр.).

Таким образом, во время экспериментального исследования, дети со средним уровнем развития познавательной активности не проявляли упорства и настойчивости во взаимодействии с предметом с «секретом», а также устойчивого интереса к осуществлению данной деятельности.

Развитие познавательной активности оставшихся детей (9 человек, т. е. 42 %) находится на низком уровне. Во время исследования из всего перечня предложенного материала данные дети отдавали предпочтение играм знакомого содержания. Однако интерес к выбранным предметам недостаточно устойчивый. Детей привлекали лишь яркость и красочность материала (например, мальчик взял яркий и большой конструктор, затем стал рассматривать книги и т. д.). Во время взаимодействия с выбранными предметами дети не задавали вопросы, никак не комментировали свои действия. Ярких эмоциональных проявлений (вербальных и невербальных) в процессе взаимодействия с предметом также не наблюдалось. Дети, характеризующиеся низким уровнем развития познавательной активности, не проявляли внимания и интереса к предметам с «секретом». Во время исследования они не осматривали, не ощупывали коробку с «секретом». Дети с низким уровнем развития познавательной активности не стремятся к достижению успеха, к познавательной деятельности, к решению проблемных ситуаций».

Публикации по теме:

Игра-инсценировка как эффективное средство развития самостоятельной речевой активности детей 2– 3 лет «Игра - инсценировка как эффективное средство развития самостоятельной речевой активности детей 2– 3 лет». В своей фундаментальной работе.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Интерактивная папка-лэпбук «Во саду ли, в огороде» как средство развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНРИнтерактивная папка-лэпбук «Во саду ли, в огороде» как средство развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Дидактическое пособие содержит практический материал для проведения занятий с одним ребенком или подгруппой детей на основе интерактивной.

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста (2слайд) «Люди, научившиеся…наблюдениям.

Конспект родительского собрания «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Конспект родительского собрания «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Родительское собрание Тема: «Экспериментируйте с детьми дома!» Цель: Научить родителей организовывать игровую деятельность детей опытно.

Лэпбук «Цветы» для развития познавательной активности дошкольниковЛэпбук «Цветы» для развития познавательной активности дошкольников Содержание лэпбука: 1. разрезные карточки по теме 2. карточки с описанием 3. стихи о цветах 4. дидактические игры 5. раскраски 6. схема.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников Цель работы: Познакомить с опытом работы по использованию детского экспериментирования как средства развития познавательной активности младших.

Проект «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» 1. Актуальность проекта. Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические.

Проектная деятельность дошкольников как средство познавательной и творческой активности Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать.

Использование развивающих игр как средство развития познавательной активности старших дошкольников В настоящее время наблюдается интенсивный рост экспериментальных исследований познавательной активности ребенка - дошкольника. Одним из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интерактивная тематическая папка  «лэпбук» как эффективное средство развития познавательной активности младших дошкольников
Опубликовано: 11 октября 2018 в 18:26
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интерактивная тематическая папка  «лэпбук» как эффективное средство развития познавательной активности младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Бояркина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД