Марина Зайцева
Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста 2014–2015 уч. год
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста 2014–2015 уч. год
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.
Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка и работая по программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. мы открыли в детском саду лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами дли реализации предлагаемой нами работы. Это даёт возможность педагогу:
Публикация «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста 2014–2015 уч, год» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• работать с детьми малыми группами (по 6 – 8 человек) по интересам;
• использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
• не ограничивать ребёнка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольёшь»).
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю: с детьми среднего дошкольного возраста по 15 – 20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста по 25 – 30 минут. Работа производится с небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
Во время занятия проводятся два – три эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста (в зависимости от сложности).
• Структура проведения игры - экспериментирования: постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
• выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
• проверка гипотез;
• подведение итогов, вывод;
• фиксация результатов;
• вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используют различные стимулы:
• внешние стимулы (новизна, необычность продукта);
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный мотив (почему так);
• ситуация выбора.
Работа в детской лаборатории начинается с экскурсии, во время которой дети знакомятся с её хозяином – дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Дед Знай показывает забавные опыты. Кроме дедушки Зная к детям в лабораторию «заходят» его внук Почемучка, Капелька, «залетает» галчонок Любознайка, «приплывает» Золотая рыбка и другие известные детям персонажи.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов (особенно у старших дошкольников, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издаётся звук в телевизоре, почему очищенный картофель без воды чернеет и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.
Дети задают вопросы деду Знаю, а он либо присылает им в группу книгу или подсказку, либо предлагает спросить у папы и мамы, а затем рассказать всем детям, но некоторые вопросы становятся темами очередной встречи с ним в лаборатории.
Работа в лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей. Так, после проведения эксперимента со звуком мы создаём с детьми свои музыкальные инструменты из бросового материала. Часто дети являются активными участниками оформления коллажей по изучаемым темам.
Для родителей наших воспитанников создаются «Рассуждалки» детей на различные темы. В конце учебного года для старших дошкольников и их родителей проводится открытое занятие, где дети демонстрируют своё умение думать, рассуждать, быть самостоятельными.
В результате дети всё охотнее обращаются к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Мы считаем, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
План работы в детской лаборатории с детьми среднего и старшего дошкольного возраста
Сентябрь 4 неделя:
1. Экскурсия в детскую лабораторию
октябрь 1 неделя
1. Нюхаем, пробуем,трогаем, слушаем (далее 1-ая тема для детей среднего возраста, 2-ая тема - для детей старшего возраста)
2. Какая бывает вода?
2 неделя
1. Почему все звучит?
2. Вода - растворитель. Очищение воды.
3 неделя
1. Прозрачная вода
2. Сила тяготения
4 неделя
1. Вода принимает форму
2. Упрямые предметы
ноябрь 1 неделя
1. Какие предметы могут плавать?
2. Волшебные стеклышки
2 неделя
1. Делаем мыльные пузыри
2. Почему предметы движутся?
3 неделя
1. Подушка из пены
2. Хитрости энерции
4 неделя
1. Воздух повсюду
2. Что такое масса?
Декабрь 1 неделя
1. Воздух работает
2. Воздух
2 неделя
1. Каждому камешку свой домик
2. Солнце дарит нам тепло и свет
3 неделя
1. Можно ли менять форму камня и глины?
2. Почему дует ветер?
4 неделя
1. Свет повсюду
2. Почему не тонут корабли?
Январь 2 неделя
1. Замерзшая вода
2. Путешествие Капельки
3 неделя
1. Тающий лед
2. Чем можно измерить длину?
4 неделя
1. Разноцветные шарики
2. Все обо всем
Февраль 1 неделя
1. Таинственные картинки
2. Твердая вода. Почему не тонут айсберги?
2 неделя
1. Все увидим, все узнаем
2. Откуда взялись острова?
3 неделя
1. Песочная страна
2. Как происходит извержение вулкана?
4 неделя
1. Где вода?
2. Как появляются горы?
Март 1 неделя
1. Водяная мельница
2. Испытание магнита
2 неделя
1. Звенящая вода
2. О "дрожалке" и " пищалке"
3 неделя
1. Угадайка
2. Как сделать звук громче?
4 неделя
1. Ловись, рыбка, и мала, и велика
2. Почему поет пластинка?
Апрель 1 неделя
1. Фокусы с магнитами
2. Как образуются метеоритные кратеры?
2 неделя
1. Солнечные зайчики
2. Почему в космос летают на ракете?
3 неделя
1. Что растворяется в воде?
2. Секретные записки
4 неделя
1. Что отражается в зеркале?
2. Что такое молния?
Май 1неделя
1. Волшебное сито
2. Почему горит фонарик?
2 неделя
1. Цветной песок
2. Электрический театр
3 неделя
1. Игры с песком
2. Радуга в небе
4 неделя
1. Фонтанчики
2. Забавные фокусы