ольга романова
Экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Сравнение видов ржавчины»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста.
«Сравнение видов ржавчины»
Может ли вода сделать все предметы ржавыми?
Эксперимент – длительный (длится несколько недель).
Цель:
• формировать способности детей видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
• развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
Публикация «Экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста „Сравнение видов ржавчины“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности);
• воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.
Понадобится:
• 5 пробирок (желательно с подставкой и пробкой)
• 3 железных гвоздя
• Наждачная бумага
• 1 кусок веревки
• 1 зубец от пластиковой вилки
Ход эксперимента.
Из чего сделаны окружающие нас вещи?
Предметы, вещи, окружающие нас, которые можно увидеть, потрогать или почувствовать (включая газы, не воспринимаемые органами наших чувств, - все они занимают определенное место, и имеет вес.
Все, что нас окружает, состоит из материи. Материя – это то, что формирует окружающий нас мир. Материя занимает определенное пространство и поэтому имеет объем и вес. Иногда используется слово «материал». Материалы представляют различные формы материи. Материалы отличаються друг от друга, поскольку материя, образующая их, имеет различные свойства.
Большим открытием в истории человечества стало изобретение металлургии, произошло это около 6000 лет назад.
Первым металлом, которые люди научились обрабатывать, была медь. Позднее в Месопотамии и Египте научились делать бронзу, которая была гораздо прочнее. Из бронзы делали оружие, инструменты и сельскохозяйственные орудия.
Спустя несколько лет на побережье Средиземного моря люди открыли и начали обрабатывать железо; изделия из железа были не только прочнее, но и гораздо легче в изготовлении, чем бронзовые.
Вот и у нас на столах лежат различные вещи. Давайте их назовем и скажем, из каких материалов они сделаны.
Железные гвозди – сделаны из железа,
Зубцы от пластмассовых вилок – сделаны из пластмассы,
Стеклянные пробирки – сделаны из стекла;
Кусочки ниток – сделанные из волокон хлопка, шерсти, шелка.
И сегодня мы с вами начнем длительный опыт - наблюдения, где мы выясним, как реагируют эти вещи на соприкосновение с водой.
Что надо делать:
• Потереть гвозди наждачной бумагой, чтобы обезжирить их и удалить ржавчину.
• Положить в 3 пробирки по железному гвоздю, в 4 вставить веревку, а в последнюю – зубец от пластиковой вилки
• В первую пробирку с гвоздем не надо наливать воду, в двух других уровень воды должен быть под ободок. Одну из пробирок с водой нужно закрыть, другую оставить открытой.
• Наполнить также пробирки с веревкой и пластиком под ободок водой.
• Оставить пробирки стоять от одной до трех недель и все это время проверять, не образовалось ли где-нибудь ржавчина.
Что происходит?
Оба гвоздя, которые лежали в воде, заржавели. Гвоздь в открытой пробирке, заполненной водой, ржавеет сильнее. На веревке и пластике нет отложений ржавчины.
Почему?
Наш воздух состоит на 78% из азота и на 21% из кислорода. Железо вступает в контакт с кислородом, создавая с помощью химической реакции новое вещество, которое известно как ржавчина. При контакте с водой или даже при повышенной влажности процесс ржавления ускоряется. И поскольку вода может поглощать больше кислорода из воздуха в открытой пробирке, гвоздь в ней ржавеет быстрее, чем в соответствующей запечатанной пробирке.
Веревка и пластик не содержат железа, и, следовательно, не ржавеет.
Окисление.
Соединение вещества с кислородом. Например, ржавчина (коррозия) появляется после соединения кислорода и железа, вода ускоряет этот процесс.