Надежда Казакова
Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста (январь-февраль)
▼ Скачать + Заказать документы
Живая природа Вода — это хорошо или плохо?
: выделить из многообразия растений водоросли.
аквариум, элодея, ряска, лист комнатного растения.
: Обучающиеся рассматривают водоросли, выделяя их особенности и разновидности (растут полностью в воде, на поверхности воды, в толще воды и на суше). Дети пробуют изменить среду обитания растения: лист бегонии опускают на воду, элодею поднимают на поверхность, ряску опускают в воду. Наблюдают, что происходит (элодея сохнет, бегония загнивает, ряска сворачивает лист). Объясняют особенности растений разной среды произрастания.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста (январь-февраль)» размещена в разделах
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Неживая природа Волшебные превращения Познакомить с таянием снега Тазик или чашка, снег, лист белой бумаги На прогулке набрать с детьми в чашку или тазик снега и принести в группу. Потом понаблюдать, что происходит со снегом. Опустить в воду белую бумагу и рассмотреть, что талая вода мутная, поэтому снег есть нельзя, он грязный. Но талую воду любят комнатные растения. Полить этой водой растения
Физические явления Вода при замерзании расширяется
Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.
Банки, вода Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла?
Вывод: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед, лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется.
Человек Зачем нам язык? Формировать представления детей о языке ; развитие познавательно – исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр по закреплению сенсорных эталонов. Стаканчики с водой, сахар, картинки с органами чувств. Загадка: Если б не было его, Не сказал бы ничего. Всегда он в работе, Когда мы говорим, А отдыхает,
Когда мы молчим. - попробуйте воду на вкус? Какая она на вкус? (вода не имеет вкуса) .
Затем воспитатель выливает содержимое чайника в прозрачную емкость, добавляем сахар. Предлагает детям попробовать воду на вкус.
- какая на вкус вода? (сладкая)
Воспитатель добавляет в подслащенную воду дольку лимона и предлагает детям попробовать воду на вкус.
- какая вода на вкус? (кисло-сладкая)
- чем вы определяете вкус? (языком)
Уточнение правил безопасности.
У людей есть помощники, которые позволяют им узнавать про все на свете.
Воспитатель демонстрирует картинки с изображением органов чувств.
- как вы думаете, что было бы, если бы помощников (органов чувств) не было? (высказывания детей) .
- как сохранить органы чувств здоровыми? (ответы детей)
Воспитатель обсуждает с детьми опасные травматичные для органов чувств ситуации, правила охраны органов чувств.
Предметное окружение Магнит Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления компасов. магниты с разными полюсами, компас, игра на магнитной основе; канцелярские скрепки, кнопки, ложки, вилки, болтики, гвозди, шурупы, заколки-невидимки; детали конструктора «Лего»,
Воспитатель предлагает детям рассмотреть любую игру на магнитной основе. Почему фигурки прилипают? Что такое магнит?Проверка подъемной силы магнита. (Какие предметы поднимает, а какие нет.)Магниты притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется магнетизмом, а материалы — магнетиче-скими. Не все материалы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом. Взять два магнита, проверить: притягиваются ли они друг к другу разными полюсами. Что произошло? (Магниты со
звонким стуком прилипли друг к другу.) Поднести магни-ты друг к другу одинаковыми полюсами. Что видим? (Магниты «убегают» друг от друга.) У любого магнита два полюса: северный и южный. Разные полюса притягиваются, а одинаковые — отталкиваются. Где в жизни мы встречаем магниты, и как они помогают людям?Стрелка компаса — это тоже магнит. Компас помогает людям найти нужную дорогу. Поскольку Земля обладает магнетизмом, то намагниченный полюс компаса поворачивается к Северному полюсу Земли. Как сделать магнитный компас? Прикоснитесь иголкой к любому магниту, какой найдется: магнитному держателю
для мыла, магниту громкоговорителя. Положите иголку на
железные опилки. Что мы видим? Крупинки железа сразу
же прилипли к ней. Выходит, стоило иголке «пообщаться»с магнитом, как она и сама стала магнитом — намагнитилась. Но обратите внимание: посередине иголки крупинок прилипло немного, зато концы облеплены так, что получились «ежики». Значит, на концах магнит притягивает намного сильнее, чем в середине. Воспитатель укрепляет с детьми иголку-магнит на поплавке и опускает в тарелку с водой. Наблюдение: один конец смотрит на север, другой — на юг. Проверка с помощью компаса. Поворачивают иголку-магнит наоборот. Что происходит? Она вернулась в прежнее положение. Один магнитный полюс все время смотрит на север, а другой все время на юг, поэтому их и назвали — Северный полюс и Южный полюс. С помощью самодельного компаса-иголки определяют, что мы видим, когда стрелка показывает Северный полюс, Южный полюс. (
февраль
Живая природа Как с гуся вода Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Перья куриные и гусиные, емкости с водой, жир, пипетка, растительное масло, «рыхлая» бумага, кисточка.
Обучающиеся рассматривают перья гусиные и пуховые куриные, смачивают водой, выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается. Наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой, смотрят, что произошло (вода скатилась, бумага осталась сухой). Выясняют, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья.
Неживая природа Таяние льда в воде Показать взаимосвязь количества и качества от размера. Вода, лед Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.
Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот
Физические явления Замерзание жидкостей
Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.
Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.
Человек Теплота
Научить определять температурные качества веществ и предметов. (Осязание)
Мелкие предметы из дерева, металла, стекла.
Дети рассматривают мелкие предметы из дерева, металла, стекла,, называют их, определяют материалы и складывают предметы в мешочек. Взрослый предлагает достать детям из мешочка предметы по одному. «Холодные» предметы складывают вместе и выясняют, из чего они сделаны (из железа). Аналогично дети достают из мешочка предметы из дерева, стекла. Взрослый предлагает детям подержать металлические предметы в руках и определить, какими стали предметы (теплыми, они согрелись в руках). Дети меняются предметами, сравнивают их по теплоте. Взрослый уточняет, что произойдет с предметами, если они полежат на холодном подоконнике (они станут холодными). Затем дети выкладывают предметы из разных материалов на подоконник и проверяют (через 5-10 мин, как изменилась их температура (стали прохладными, остыли). Взрослый предлагает детям потрогать предметы руками, чтобы определить, все ли они одинаково холодные. Дети делают вывод, что металлические предметы самые холодные деревянные – теплее.
Предметное окружение Полюса магнита.
. Раскрыть понятие полюсов магнита, пары магнитов разной формы (бруски или подковообразные) с окрашенными полюсами Приблизить друг к другу одинаково окрашенные полюса магнитов, потом — разноокрашенные.
Результат опыта. Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.
Педагог: - Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.