Смирнова Ирина
Экскурсия как метод ознакомления детей с ОВЗ с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия – как метод ознакомления детей с ОВЗ с окружающим миром.
Дети с ЗПР имеют ряд особенностей и представления их об окружающем мире поверхностные, неполные. В систему работы по ознакомлению с окружающим миром входит : чтение книг; рассматривание картин; дидактические игры; обследования предметов; наблюдение за объектами и явлениями; целевые прогулки и экскурсии и др.
Публикация «Экскурсия как метод ознакомления детей с ОВЗ с окружающим миром» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Сегодня я постараюсь показать разнообразие и значимость экскурсий. Благодаря хорошо организованным экскурсиям ребенок познает действительность через функции анализаторов. Основное преимущество экскурсий – это наглядность, которая активно привлекает внимание детей, развивая психические процессы и речь.
Познание ребенком окружающей действительности начинается с ощущений (зрительных, слуховых, тактильных и др.) Чем больше анализаторов участвуют в восприятии, тем точнее, ярче и содержательней представления детей.
Расскажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне сделать самому – и я все пойму!
К. Ушинский.
Виды экскурсий.
- исторические;
- военно-исторические;
- производственные;
- природоведческие;
- искусствоведческие;
- литературные;
- архитектурные.
Уже много лет мы в своей работе экскурсию, как форму занятия используем с детьми, начиная с 4-летнего возраста. Остановлюсь на самых распространенных:
- природоведческие;
- социально-бытовые;
- эстетические.
Природоведческие экскурсии.
Природоведческие экскурсии мы проводим по определенной системе – организовываем их на один и тот же объект – к реке в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.
За несколько дней мы проводим с детьми небольшую беседу для того, чтобы вызвать у них интерес, оживить представления и впечатления, которые могут быть полезны в ходе экскурсии. Дети должны знать куда они идут и зачем. Также проводим инструктаж о безопасном поведении – не подходить близко к реке, не брать ничего в рот и т. д.
Как мы проводим экскурсию к реке, в парк к реке?
1. Напоминаем детям цель, даем возможность осмотреться.
2. Проводим коллективное наблюдение, где решаются основные программные задачи. Большое внимание уделяем вопросам – заданиям, стимулирующих детей рассматривать, сравнивать, находить сходства и отличия, устанавливать связь между явлениями природы. Используем художественное слово. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: проблемные вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы и пояснения.
3. В дидактических играх закрепляются полученные знания. Проводим такие как «Узнай по описанию», «Найди такой же листок», «С какого дерева?», «Найди пару» и др.
4. Индивидуальное самостоятельное наблюдение детей.
5. Сбор природного материала.
Так же мы проводим небольшие тематические акции: «Осторожно, муравей», «Покормите птиц зимой».
Небольшие экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы.
6. В заключительной части экскурсии мы еще раз обращаем внимание детей на общую картину природы. А в группе используем собранный природный материал для оформления выставок, поделок.
Знания, полученные на экскурсии, мы расширяем и закрепляем на занятиях и в играх, заслушиваем рассказы детей о том, где они были и что видели. По завершению лексической темы мы проводим обобщающую беседу.
Социально-бытовые экскурсии.
Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции. Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.
Экскурсии по детскому саду.
Экскурсии в магазин.
Экскурсия на почту.
Экскурсия в ателье.
Экскурсия в краеведческий музей.
Дети познакомились с профессиями шахтеров, гончаров, экскурсоводов.
Эстетические экскурсии.
Экскурсии в музей.
Ребята имели возможность познакомиться с различными народными промыслами, полюбоваться картинами местных художниками. Так же работники музея проводят интересные познавательные занятия.
Экскурсии в библиотеку
Задачи таких экскурсий :
- Развивать познавательный интерес к книге;
- Сформировать бережное отношение к книге;
- Воспитывать культуру общения;
- Воспитывать потребность общения с книгой;
- Воспитывать уважение к труду библиотекаря.
Библиотекари проводят интересные познавательные занятия, которые оставляют у детей массу эмоций.
Экскурсии по городу.
Эти экскурсии мы проводим с целью ознакомления с достопримечательностями нашего города, его историей, воспитания у детей патриотических чувств. Также мы закрепляем правила дорожного движения, названия видов транспорта, воспитываем культуру поведения на улице.
С помощью наглядности в экскурсиях, возможности исследовать объекты с помощью всех органов чувств, мы формируем у детей связную речь, активный и пассивный словарь, память, и, следовательно, активизируем мыслительную, познавательную деятельности.
ВЫВОД. В работе с детьми с ОВЗ лучше всего использовать наглядные методы, сюрпризные моменты. Во время экскурсий можно дольше удержать внимание ребенка и, следовательно, добиться больших результатов в обучении и воспитании детей.