Анна Калмыкова
Экскурсия как форма ознакомления младших школьников с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия как форма ознакомления младших школьников с окружающим миром
Учебный материал по природоведению создаёт большие возможности для развития детей. Ещё К. Д. Ушинский обращал внимание на положительное воздействие природы на психику детей, на всестороннее развитие в процессе общения с природой.
Ознакомления младших школьников с окружающим миром немыслимо без проведения экскурсий в мир природы. Еще в XVIII веке французский философ Жан-Жак Руссо высказал мысль о том, что экскурсии в природу развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира. Н. В. Пакулова дает такое понятие: «Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.
Публикация «Экскурсия как форма ознакомления младших школьников с окружающим миром» размещена в разделах
Экскурсия — это один из видов занятий по ознакомлению младших школьников с природой и трудовой деятельностью людей. Во время экскурсии учащихся может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им, а также труд людей. В чем заключается преимущество экскурсий перед другими видами деятельности по ознакомлению учащихся с окружающим миром? Преимущество экскурсий-занятий в том, что дети здесь имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Ведь познание ребёнком окружающей действительности начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия предметов и явлений природы на органы чувств.
Экскурсии по природоведению бывают вводными (по курсу или теме, текущими (по мере изучения материала темы) и обобщающими (после изучения материала темы).
На вводных экскурсиях учащиеся получают общие представления об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения. Примером вводной экскурсии может быть экскурсия по теме «Весенние изменения в природе».
Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Примером текущей экскурсии может быть экскурсия на тему «Ознакомление с особенностями местного водоема, его использованием и охраной».
Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или части ее и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материла. Они строятся таким образом, чтобы младшие школьники нашли в окружающей их природе то, что изучали в классе и дома. Примером обобщающей экскурсии может быть экскурсия на тему «Формы земной поверхности» [Н. С. Жесткова].
Известный педагог-методист К. П. Ягодовский еще в начале ХХ века сформулировал основные принципы проведения экскурсий, которые остаются полностью актуальными и сегодня: «Главная цель всякой экскурсии должна заключаться не в том, чтобы показать ученикам и заставить их запомнить вид и названия нескольких десятков живых существ, и не в том, чтобы научить отыскивать морфологические и биологические особенности отдельного животного или растительного организма, а в том, чтобы показать им и научить их видеть жизнь природы, ввести их в понимание биологических процессов. Не на отдельный организм нужно обращать внимание экскурсантов, а на явления общего характера, причем отдельные организмы являются только примерами, иллюстрирующими данное явление. Только при этом непременном условии мы можем достигнуть того, что наши ученики будут представлять себе жизнь окружающей природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями».
Младшие школьники знакомятся с природой во всем богатстве ее красок, звуков, запахов, форм. На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой.
На экскурсии используется основной метод ознакомления учащихся с природой – наблюдение. По мнению психологов, наблюдение – это сложная деятельность, основу которой составляет сознательное целенаправленное восприятие.
Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения.
Задача педагогов заключается в том, чтобы они проводили работу по уточнению и расширению природоведческих понятий, формированию мировоззрения, развитию логического мышления, воспитанию эстетических чувств, приобретение учащимися умения наблюдать в природе. Важно продумать роль школьника на экскурсии. Именно здесь у него есть возможность проявить себя исследователем, открывателем природных связей и закономерностей. Они должны не получать готовые знания, а находить их самостоятельно, что можно стимулировать системой заданий, ориентирующей их на поиск. А результаты этих поисков могут быть отражены позднее на уроках самых различных дисциплин: географии, природоведения, экологии, и даже музыки.
При подготовке и проведении экскурсии необходимо учитывать следующие условия:
1. Экскурсия в природу это не просто развлекательная прогулка, а эффективная форма образования;
2. Необходимо заранее определить проблематику экскурсии, предварительно изучить местность, выбрать именно ту часть леса или парка, где растут лиственные и хвойные растения, определить маршрут;
3. Придерживаться тематики экскурсии, не поддаваться на отвлекающие, провокационные детские вопросы;
4. Рассказывайте только о том, что можно показать;
5. Школьник должен быть привлечен к активной деятельности, а не оставаться пассивным слушателем;
6. Нельзя перегружать экскурсантов новыми названиями, они их непременно забудут;
7. Вовремя необходимо замечать утомление школьников, нужно уметь закончить экскурсию;
8. Итоги экскурсии необходимо закрепить на последующих занятиях.
В современной школьной практике преобладают словесные методы организации деятельности учащихся: беседа, рассказ, инструктаж.
Одной из важнейших заповедей поведения человека в природе: «Не шуметь!». Шум для природных обитателей – мощный фактор беспокойства, в ряде случаев даже угрожающий их жизни и существованию. Кроме того, шум мешает смотреть, слушать: звери разбегутся, птицы разлетятся, насекомые притаятся и замолкнут [С. Н. Николаева].
Учителю следует приучать детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их общий дом, а поэтому должны следовать тем требованиям – заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы.
Главнейшая из них – соблюдение тишины.
Следующая заповедь, которую дети должны знать, - это терпение, терпеливость. Что это означает? Быть терпеливым предполагает способность экскурсанта – гостя природы в течение длительного времени молчаливо наблюдать за поведением животных. Надо притаиться, чтобы не беспокоить их своим присутствием. Только так можно что-нибудь увидеть и открыть в природе.
Третья заповедь – это внимательность. Ее отсутствие приводит к тому, что многие не замечают красот и чудес природы. Люди не замечают, что в окружающей нас природе все взаимосвязано, одно явление зависит от другого. Поэтому очень важно учить находить эти связи, предсказывать погоду, проверять народные приметы, а главное, прогнозировать последствия своего поведения. Наблюдая целенаправленно за природой, учащихся узнают ее язык, живой и образный.
Учителю очень важно осмыслить положение младшего школьника на экскурсии. Именно здесь он может и должен проявить себя исследователем, открывателем природных тайн и закономерностей. Нужно помочь ученику открыть чудеса и тайны, научиться «ведать природу, а ведать природу – это значит сознательно воспринимать впечатления от предметов и явлений окружающей природы, или, другими словами, уметь видеть, слышать понимать природу…мир растений, мир животных, мир неорганический – во всей гармонической совокупности – с облаками и звездами включительно», - считал Д. Н. Кайгородов.
Экскурсия начинается с определения природного ландшафта, его краткой характеристики, особенностей в данный сезон года. Обращается внимание на своеобразие и красоту природного пейзажа, отдельных природных объектов. Используется произведения писателей и поэтов.
На начальном этапе обучения должны преобладать задания, направлены на систематизацию, обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой, на открытие младшим школьником этих связей и зависимостей. Задания должны быть обращены непосредственно к каждому ученику и побуждать его самого подумать, самого предвидеть, самого оказать помощь, если она кому-то потребуется. А самое главное – они должны ставить ребенка в положение первооткрывателя и исследователя.
Успех проведения экскурсий во многом определяется учителем, его мастерством, любовью к природе, чутким отношением к детям. Необходимо, чтобы увиденное отразилось и на эстетическом воспитании детей, вызвало у них целостный образ природы обострило их глаз, обогатило мысль, язык поэтическими образами. Однако младшим школьникам в поиске поэтических описаний природы помогут занимательные вопросы и загадки.
Таким образом, экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, побуждаются добрые чувства. Они расширяют и углубляют знания младших школьников. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет сформировать у младших школьников представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны. Отдельные понятия, полученные на классных занятиях, экскурсиях сливаются в более широкое понятие – «природа». Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе – значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина своей Родины.