Ольга Ошкина
Консультация «Игра как приоритетная форма развития дошкольников и младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра, как приоритетная форма развития дошкольников и младших школьников.
Уникален мир Детства! У него своя лексика, свой фольклор, свои нормы и кодексы чести, свои забавы. Что это, как не приметы волшебной страны, имя которой — Игра.
Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искорка, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Публикация «Консультация „Игра как приоритетная форма развития дошкольников и младших школьников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Игра в детстве увлекает и радует, заполняет все свободное время, является для ребят делом чрезвычайно важным. Может быть, и самой жизнью? Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. И это доказывает, что игра прекрасное средство развития. Она не только дает дополнительные знания, развивает целый спектр разнообразных способностей, является
полигоном общественного и творческого самовыражения каждого, но и стимулирует их интеллектуальное развитие.
О первостепенном значении игры для ребенка говорит уже тот факт, что организация объединенных наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.
Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто невообразимое в реальной жизни, в поддающейся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследования.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания. Преимущество игры перед любой другой деятельностью заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам причем именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Игра и есть та настоящая действительная жизнь. Это тот редкий случай, когда творчество являет себя открыто и безбоязненно.
В нашем детском саду «Светлячок» 4 возрастные группы на 75 мест, создана предметно - развивающая среда с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Все игры делятся на 2 группы: по инициативе взрослого (дидактические игры, подвижные игры, то есть игры с правилами) и по инициативе ребенка, это сюжетно – ролевые, театрализованные, строительные).
В каждой возрастной группе оборудованы уголки для разных видов детской деятельности: художественно – эстетической, познавательно – речевой, экспериментальной и уголок физического развития. По реализации направления «Развитие детей в театрализованной деятельности» созданы театральные уголки.
В связи с введением новых образовательных стандартов в курс начальной школы в детском саду ведется работа по внедрению леготехнологии в образовательный процесс дошкольного учреждения.
При реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования коллективом нашего детского сада ведется комплексно – тематическое планирование, в котором игре отводится основное место.
Игровая деятельность выделена в образовательной области социализация, содержание которой направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение задач, одна из которых развитие игровой деятельности.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность детей к школе. Всем известно, что в детском саду ведущим видом деятельности является игра.
Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир. Еще в 70 –е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Дмитрий
Борисович Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства – дошкольного и младшего школьного возрастов. Следовательно, проблема преемственности не нова.
Преемственность предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к обучению в школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
На территории нашего поселка находится Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3.
Данное образовательное учреждение получило две премии в один миллион рублей, является Лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшие школы России». В настоящее время в начальной школе 5 первых классов и две группы предшкольной подготовки на 45 мест. В этом учебном году в первый класс школы поступило 105 детей. Школа реализует образовательные программы по четырем учебно – методическим комплексам.
По федеральному плану графику 1 классы с 1 сентября 2011 года перешли на новые образовательные стандарты. Исходя из интересов детей и запросов родителей в школе разработана образовательная программа внеурочной деятельности, которая включает 3 направления: обще интеллектуальное – «Город мастеров», «Умники и умницы», «Юный шахматист»; Общекультурное – «Кукольное царство» и социальное направление «Безопасное детство». Все занятия по внеурочной деятельности проводятся в форме игры.
На протяжении многих лет между начальной школой и дошкольными образовательными учреждениями р. п. Каргаполье существует тесное сотрудничество. Разработан план преемственности между детскими садами и школой, который включает в себя проведение совместной работы не только с детьми, но и с педагогами.
Согласно плану преемственности реализуются мероприятия между старшими дошкольниками и младшими школьниками : «Веселые старты», досуги, КВНы. В игровой деятельности формируются коммуникативность, любознательность, логическое мышление, предпосылки к учебной деятельности, укрепляется физическое и психологическое здоровье детей. Таким образом, игра является приоритетной формой развития дошкольников и младших школьников.
В заключении мне бы хотелось поздравить всех педагогов дошкольного образования области с профессиональным праздником.
Уважаемые коллеги, в каждом из нас заложен огромный потенциал для осуществления нашей миссии – вести ребенка к успеху. На этом пути очень не легко: бывают разочарования, неправильно принятые решения. Но очень важно помнить три момента – вера в успех каждого ребенка, уважение его как личности и неутомимый труд над собой, своим совершенством. Ибо мы взрослые – пример для подражания во всем: в наших действиях, поступках, мыслях и самой жизни. Хочется пожелать здоровья, творческих успехов в работе, семейного благополучия!