Елена Маслюкова
Эколого-исследовательский проект «Всё о деревьях» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Всё о деревьях"
средняя группа
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Срок реализации: долгосрочный (февраль-май) .
Участники проекта: воспитатель, дети, родители, педагоги дополнительного образования.
Цель проекта:
1 Решать задачи экологического образования через исследовательскую деятельность
2 Развитие свободной творческой личности ребёнка.
Задачи проекта:
1 Развивать способность к исследовательской деятельности.
Публикация «Эколого-исследовательский проект „Всё о деревьях“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2 Расширять и уточнять знания детей о деревьях.
3 Формирование нравственных качеств (любви к природе) .
Содержание проекта
Предварительный этап:
1 Подбор методической литературы.
2 Подбор предметов, орудий для труда; ведёрки, мётлы, скребки, машины, носилки, грабли, совочки и др. Предметы из разных материалов; бумаги, дерева, металла и др.
3 Рассматривание иллюстраций, картинок. Чтение художественной литературы.
Основной этап: (см. план мероприятий основного этапа)
1 Создание и обыгрывание проблемных ситуаций.
2 Наблюдения, исследования.
3. Трудовые действия.
4 Заучивание стихотворение.
5 Создание модели.
5 Ведение дневника наблюдений.
6 Экспериментальная деятельность.
7 Совместная творческая деятельность родителей и детей.
Беседы, занятия, рассматривания.
Подведение итогов:
1 Дидактические игры на закрепление знаний строения дерева и последовательности его развития;его отличия от кустарника; изменения, происходящие с деревьями в разные времена года.
2 Развлечение "В гостях у Лесовичка".
3 Выставка рисунков, поделок, предметов из дерева, фотографий.
4 Посадка саженца в «Аллее выпускников».
Актуальность
Природа важнейшее средство в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!
Дошкольники общаются с природой в разные времена года - и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают цветы. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдения.
Однажды во время прогулки зимой, я обратила внимания на то, как мальчик размахивал веточкой от тополя, пугая детей. Я поинтересовалась, где он её взял? Оказалось, нашел на участке Просто забрать и выбросить веточку, я не смогла.
Я подозвала всех заинтересовавшихся детей и спросила,
-Как вы думаете, эта веточка живая?
Большинство детей предположило, что сломанная и замершая веточка – «не живая»! Несколько детей уверенно сказали, что «живая». Мы принесли её в группу.
С этого момента начался наш эксперимент.
Эта ситуация подтолкнула меня к созданию проекта «Все о деревьях».
Я определила цели: Решать задачи экологического образования Через исследовательскую деятельность, Развитие свободной, творческой личности ребенка, Формирование нравственных Качеств (любви к природе, а также задачи:
Развивать способность к поисковой деятельности, Расширять и уточнять знания детей о деревьях, Вовлечь родителей в образовательный процесс.
Распределила работу на 3 этапа
Подготовительный этап, Основной этап, Подведение итогов
На первом этапе определила уровень уже имеющихся знаний
Детей о деревьях, и поддерживала интерес к дальнейшим
Наблюдениям.
Нововведением и большим интересом детей стало создание дневников наблюдений и появление сказочного героя «Лесовикча». К проекту привлекла педагогов по изодеятельности и инструктора по физической культуре.
Очень удачная была практическая часть проекта, в ней я использовала разные виды деятельности детей, игры, наблюдения, трудовые поручения, экспериментирования, занятия беседы, развлечения, рассматривание и чтение книг, заучивание стихотворений,
Хочется отметить, что дети поддерживали постоянный интерес к веточки, проявляли заботу о ней, самостоятельно ухаживали, подливали воду. Особый момент радости испытали дети, когда заметили, что веточка все таки «живая», с появлением на ней почек, листочков, корешков. С большим удовольствием зарисовывали эти изменения в дневник, в рисунках отображали, какое может вырасти большое красивое дерево, из маленькой веточки.
В течение всего проекта дети имели возможность наглядно наблюдать весь цикл её роста. Они задавали много вопросов.
«А что будет с веточкой дальше? Куда мы её посадим? Она, быстро вырастет? Она будет толстой как дерево? А она будет выше нас?» И сами же старались на них ответить. (фантазировали) Например: Саша сказал: «Я буду поливать её каждый день, она вырастет выше дома, а на верху будут жить вороны. А Миша решил: Я буду о ней заботится и отгонять хулиганов, чтобы они не сломали. А Даша рассудила так «если плохие дети будут рвать листочки на нашей веточки, я им скажу, у вас что, ум закончился?»
Интересно было слушать доводы детей, как они каждый старался выразить заботу, бережное отношение, мечту о будущем дереве.
Итогом основного этапа проекта стала высадка веточки в уголок леса, дети долго не могли определить место высадке, Каждый приводил свои аргументы, много спорили, кто-то хотел посадить с большим деревом, чтобы веточки не было скучно, Другие подальше от забора, чтобы не сломали хулиганы, А кто то хотел посадить от всех деревьев, чтобы ей было много места, и она выросла, большая, пребольшая. В результате пришли к общему согласию, и место было выбрано. Веточку мы посадили Но наблюдение за ростом будет продолжаться.
Основной этап
Февраль «Гостья из уголка леса»
Содержание проекта:
1 Операция»Сломанная веточка»(введение детей в проблемную ситуацию, вызвать желание помочь веточке
2 Трудовой десант «Укроем снежным одеялом деревья в уголке леса детского сада»
3 Заучивание отрывка из стихотворения Н. Садовского «Посади сосну»
Развивающая среда
1 Дидактическая игра «Деревья и кустарники»,
2 Подбор картинок «Что необходимо для роста деревьев?»
3 Лопатки, метёлки, скребки (для труда) .
4 Рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем.
Методическое обеспечение
1 Конспект беседы «Деревья зимой»,
2 Трудовые поручения по организации условий «содержания» веточки
3 Письмо от Лесовичка
4 Конспект экскурсии в уголок леса детского сада.
5 Конспект по заучиванию стихотворения.
Детская и семейная продуктивная деятельность
1 Рисование в дневнике наблюдений «Сломанная веточка»
2 Аппликация «Деревья зимой»
3 Ручной труд совместно с родителями - «Поделки из природного материала».
Март " Живая веточка"
Содержание проекта:
1 Операция «Живая веточка», (отметить изменения в веточке: появление почек, гибкость и др. ;побудить детей к дальнейшему наблюдению)
2 Создание проблемной ситуации «Чьё семя"
3 Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Развивающая среда
1 Рассматривание строения «ствола» веточки.
2 Создание модели развития деревьев.
3 Рассматривания семян различных деревьев и кустарников (ели, кедра, вишни, яблони)
4 Подбор иллюстраций деревьев и кустарников зимой,
весной, летом, осенью.
Методическое обеспечение
1 Конспект рассматривания и наблюдения за веточкой.
2 Конспект беседы «Как появляются деревья?»
3 Знакомство с правилами игры "Что сначала, что потом"
Детская и семейная продуктивная деятельность
1 Зарисовывание изменений в дневник наблюдений
2 Совместное рисование детей и родителей «Моё любимое дерево»
Выставка рисунков
3 Раскрашивание карандашами трафаретов листьев деревьев.
Апрель "Зелёный листочек"
Содержание проекта:
1 Операция «Зелёный листочек»(обратить внимание детей на появление на веточке листочков и корешков) .
2 Экскурсия в уголок леса детского сада (показать детям значимость своей деятельности по спасению веточки).
3 Трудовой десант: уборка на участке сухих листьев; подвести детей к пониманию необходимости такого труда.
Развивающая среда
1 Дидактическая игра «Собери дерево»
2 Дидактическая игра «Логические цепочки»
3 Метёлки, носилки, лопатки, грабли, машины для уборки сухой листвы)
Методическое обеспечение
1 Конспект рассматривания и наблюдения за объектом.
2 Конспект беседы «Зачем нужен лес?»
3 Описание правил и хода дидактических игр.
4 Письмо от Лесовичка
Детская и семейная продуктивная деятельность
1 Рисование по замыслу детей «Какое вырастет дерево?»
2 Занесение изменений в дневник наблюдений.
3 Выбор места посадки «Веточки» в уголке леса.
4 Фотовыставка «Если дружно потрудиться, можно многого добиться!»
5 Организация и выполнение трудовых поручений
Май "Саженец"
Содержание проекта:
1 Акция «Посадка саженца» (вызвать у детей чувство гордости и удовлетворения от проведённой акции по спасению веточки) .
2 Экспериментальная деятельность: «Приключение Буратино» (побудить детей к познанию свойств и качеств древесины через свои умозаключения) .
3 Развлечение:«В гостях у Лесовичка» (подвести детей к пониманию бережного отношения к деревьям, природе) .
Развивающая среда:
1 Ведёрки, лопатки, лейка, саженец (для посадки) .
2 Картинки, иллюстрации «Деревья и кустарники родного края»
3 Предметы из дерева, железа, бумажные кораблики ;тазики с водой, тряпочки для экспериментирования
4 Дидактическая игра «Стань другом природы»
Методическое обеспечение
1 Руководство детской деятельностью.
2 Конспект беседы «Деревья наши помощники»
3 Конспект эксперимента «Приключение Буратино».
4 Письмо от Буратино. Руководство детской деятельностью.
5 Телеграмма от Лесовичка.
6 Сценарий развлечения
Детская и семейная продуктивная деятельность
1 Зарисовывание итогового результата в дневнике наблюдений.
2 Коллективная лепка «Наш лес»
3 Зарисовывание схемы эксперимента.
4 Выставка совместно с родителями «Предметы из дерева»
5 Выставка плакатов, рисунков, предупреждающих знаков совместно детей и родителей «Берегите лес- лес наше богатство!»
Результат проекта
Активное участие в нашем проекте приняли родители, С большим удовольствием приняли участие в изготовлении поделок из дерева, поделки были разнообразными, творческими. Во время проведения выставки дети эмоционально делились, как и из чего сделана их поделка. Удачно прошла выставка предметов из дерева. Родители приносили разнообразные шкатулки, кухонные наборы, Салоники и украшения из коры, картины и другие предметы.
Дети открыли для себя много нового о пользе деревьев. Родители с благодарностью отметили, что дети стали проявлять заботу и внимание к деревьям.
В конце проведения проекта я провела диагностику и выявила на сколько плодотворно и качественно был запланирован проект. Дети получили расширенные знания :
О строении дерева, о пользе деревьев для людей, животных, насекомых, птиц. О деревьях нашего региона, о необходимости беречь и сохранять лес.
Со всеми поставленными мною задачами дети справились. Определился новый проект о посадке ягодных кустарников на территории сада-огорода детского сада.
Я считаю, что мой проект был плодотворным и насыщенным, а главное интересный детям.