Наталья Шорохова
Экологическое воспитание в старшей группе. Тема: «Береги природу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание в старшей группе. Тема
Программное содержание: Закрепить знание детей о растениях, их роли в жизни человека. Формировать правила поведения в природе, добиваться их осознанного понимания детьми. Воспитывать желание беречь природу, формировать элементарные охранные действия.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование: Модель «Мир вокруг нас», игровое поле, веселая и грустная маска; карточки со схематическими изображениями живой и неживой природы (микробы, животные, деревья, птицы, рыбы, грязные пятна). Карточки с изображением лекарства, ткани, дома, деревянных художественных поделок, цветов в вазе, посуды.
Ход занятия: Педагог вносит паровозик и предлагает детям отправиться в гости к растениям. Паровозик привез пакет и в нем игровое поле. Сегодня мы будем учиться видеть в природе то, что делает человека веселым, и то от чего он становиться грустным. Будем учиться любить и оберегать природу от плохого.
Воспитатель : Посмотрите на рисунок. На нем изображен мир, в котором мы живем. Он как книга, расскажет нам много интересного. Посмотрите в центр круга. Что здесь изображено? (человек). Что его окружает? Посмотрите на круги, какого они цвета? Я помогу вам понять, что обозначает цвет круга.
Загадка:
Через нос проходит в грудь
Обратно держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
(воздух)
Правильно! Мы живем в воздушном океане, который называется атмосфера. Мы называем атмосферу часто небом, про него есть стихи и загадки:
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда раскинут
Над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий,
То он ярко - голубой.
(небо)
Все живое дышит воздухом и он должен быть чистым. Посмотрите на человека, почему у него такой грустный вид? (На круге лежит изображение вирусов, бактерий в виде черных точек, палочек и запятых). Правильно, в воздухе поселились очень маленькие существа, которые вызывают болезни человека – грипп, ветрянку и др. Давайте, проветрим комнату. (Дети убирают изображения микробов). Видите, небо стало чистым и голубым.
Не умываться, не питаться
Без воды,
Листку не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем нужна вода!
Дети, какого цвета может быть круг, которым мы изображаем воду? (Синий). Почему у человека вновь грустное лицо (в круг поместили грязные пятна? Какой стала вода – чистой и пригодной для человека, животных и растений? Что стало с человеком – он улыбается?
Дети читают потешку:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Воспитатель : Следующий круг нашего мира – зеленый. Какие организмы его создают? (растения)
Но почему же наш человек грустный? На круге нет растений, а есть черные круги. Чтобы убрать их, надо знать правила поведения в природе. (Предлагает детям назвать их). Называя правила, ребята убирают черный круг. Под ним находится цветок. (стихотворение «Цветок», В. Викторов). Так убираются все черные круги, а человек сменяет грустную маску на веселую.
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружиться птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,
Человек природе – друг!
На желтом поле сейчас черные квадратики. Чтобы освободить животных надо вспомнить как надо их охранять.
Дети: Не трогать, не обижать самых маленьких.
Воспитатель : Предлагает детям, убрать черные квадратики. Под ними находятся звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся. Дети, посмотрите! Наш мир теперь очень яркий, чистый, а человек – веселый и довольный.
Вывод: Мир природы имеет естественный зеленый и голубой цвет: растений и чистой воды. Когда нас окружает чистый мир, нам весело, а когда мир загрязняется, становится грустно. Поэтому мир надо беречь!
Беседа: «Нужны ли человеку растения?»
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом.
Чудеса увидишь в нем.
(лес)
Какую роль в жизни человека играет лес? Почему мы говорим, что без растений не могут жить животные и человек? (пример пищевой связи) Почему леса называют «легкими планеты»? Почему в лесу очень легко дышится и человек, отдыхая в лесу, быстро восстанавливает свои силы: проходит усталость, человек бодр и весел? Какие растения – целители вы знаете? (Крапива, смородина, подорожник и др.)
За кудрявый хохолок И зелен, и густ
Лису из норки поволок. На грядке вырос куст.
На ощупь очень гладкая, Покопай немножко,
На вкус – как сахар сладкая. Под кустом….
(морковь) (картошка)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (капуста)
Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло.
(свекла)
Что объединяет все эти растения? (это овощи). За, что их ценит человек? Какие еще вы знаете растения, которые человек употребляет в пищу?
Предлагаю поиграть в игру и сделать вывод: для чего еще человеку нужны растения? Игровое поле с деревом в центре. Вокруг него размещаются иллюстрации: лекарство, ткань, художественные поделки из дерева, дом, посуда, цветы в вазе.
Почему на игровом поле, вы поместили данные иллюстрации? Как дерево используется в строительстве? Почему использованы иллюстрации посуды и художественных поделок? Почему для их изготовления, человек использует дерево? Правильно ли, что мы поместили иллюстрацию, на которой изображена ткань? Какие ткани можно изготовить с помощью растений? (хлопчатобумажные, льняные, искусственный шёлк). Почему на игровом поле мы поместили цветы в вазу? Какую пользу они приносят? (создают красоту, уют, украшают наш быт).
А теперь давайте, подумаем и скажем, что нового и интересного мы узнали сегодня.
Вывод: Природа дает человеку все, что необходимо для жизни: пищу и кров, чистый воздух и воду, мебель, посуду, ткани.
Природа и человек – едины! Когда природа чиста, здоров и весел человек.
Природу надо беречь и человеку надо учиться правильно вести себя в природе. Знай правила поведения в природе!