Надежда Панкратова
Экологическое воспитание дошкольников в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников в условиях детского сада
Аннотация: В статье раскрываются особенности экологического воспитания в дошкольном возрасте, рассматриваются направления экологического воспитания в условиях детского сада, раскрываются возможности формирования экологического отношения к природе посредством ознакомления с растениями.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников в условиях детского сада» размещена в разделах
Ключевые слова: экология, дошкольники, растительный мир, природа, экологическое воспитание.
Обострение экологических проблем во всем мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его гуманное отношение к миру, к природе. Чтобы ребенок научился понимать природу, замечать ее красоту, осознанно относиться к живым существам, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства.
Дошкольное детство, как известно, представляет собой начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем его мире. В этот период формируется положительное отношение к природе, к самому себе и к окружающим людям[1, с. 12].
Главным содержанием экологического воспитания, как отмечает Н. С. Николаева, является «формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве» [10, с. 13].
Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, необходимо дать ребёнку минимум знаний об окружающей его среде, сформировать начальные нравственные представления и экологически грамотное поведение.
Научить видеть и понимать красоту природы, бережно относится ко всему живому – главные задачи экологической работы в дошкольной образовательной организации.
Вопросы экологического воспитания детей отражены в работах и исследованиях С. В. Алексеева, О. В. Васильевой, Н. Н. Вересова, Н. Ф. Виноградовой, Н. В. Груздевой, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, И. Н. Пономаревой, И. Т. Суравегиной и др.
На основе технологий получения научной информации построены вариативные программы экологического воспитания детей дошкольного возраста : С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой. Н. Н. Вересова, И. Р. Колтуновой и др.
Вхождение ребёнка в современный мир невозможно без освоения окружающей его действительности. Для полноценного восприятия окружающего мира необходимы знания об окружающем мире, о его законах, о связях между объектами и явлениями, его составляющими.
Задача педагогов - формировать позитивное отношение к природе, окружающему миру. Воспитатели помогают детям осознать себя частью природы, развивают эмоционально-ценностное отношение к животным и растениям, к неживой природе, формируют основы нравственных и экологических представлений, обучают взаимодействовать детей с природой, не нанося ей вреда, а приумножая ее богатства. Благодаря проводимой работе возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Природа удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому, должно стать целью педагогической работы воспитателя детского сада.
Экологическое образование дошкольников должно опираться, прежде всего, на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста. Содержание экологического образования дошкольников формируется в соответствии с принципом регионализма. Важно показать ребенку особенности неживой и живой природы, их взаимосвязь, на примерах природы родного края.
Например, дети старшего дошкольного возраста можно познакомить с группами животных, которые обитают в той или иной местности: насекомыми, рыбами, земноводными, пресмыкающимися, птицами, млекопитающими. В старших группах дети под руководством воспитателя изучают экологические системы : лес, луг, водоем. Учатся различать формы жизни растений: деревья, кустарники, травянистые растения. Ознакомление с природой осуществляется разными методами и формами организации детей: в ходе непосредственной образовательной деятельности, путем проведения бесед на экологической тропе, на прогулках и экскурсиях, в ходе проведения экологических праздников, акций и т. д.
Одна из задач экологического образования дошкольников ознакомление с растительным миром. В программе С. Н. Николаевой «Юный эколог» поставлены следующие задачи ознакомления старших дошкольников с растительным миром:
- формировать представления о травянистых растениях, о связи потребностей растений с условиями;
- воспитывать интерес к растениям, желание узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения;
- развивать у детей представления об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение,
- способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях.
Среди методов ознакомления детей с растительным миром, можно выделить следующие: экологические игры, дидактические игры, наблюдения, беседы, труд в природе, рассматривание книжных иллюстраций, чтение литературных произведений, проведение игр (сюжетно-ролевых, дидактических, загадывание загадок о растениях, организация продуктивной деятельности детей, оформление гербария растений, плодов, изготовление с детьми наглядных пособий [1, с. 23].
Ознакомление дошкольников с растительным миром в детском саду осуществляется, прежде всего, на занятиях. Разрабатывая методику проведения занятий, воспитатель отдает предпочтение наглядным методам, а также практическим. Для этого целесообразно использовать работу в уголке природы, наблюдения и труд на участке, рассказывание и другие методы работы.
В старшей группе используют наблюдения за растениями. Широко используют сравнение наблюдаемого предмета с другим, или изображенном на картинке. Результатом наблюдения являются новые знания об объекте, уходе за ним и т. д.
Для ознакомления с растительным миром могут проводиться природоведческие экскурсии - в лес, в парк, на водоем и т. д. и экскурсии на сельскохозяйственные объекты. Проводятся и экскурсии эстетической направленности.
В повседневной жизни следует целенаправленно и систематически накапливать чувственный и практический опыт, упражнять детей в применении полученных знаний и умений, стимулировать и поддерживать проявления к окружающему миру, гуманных чувств и поведения. Ценным пособием для знакомства детей с природой может стать календарь природы.
Все формы работы с детьми воспитатель использует для воспитания бережного отношения к природе. Он показывает, как правильно сорвать цветок, не повредив корень, ограничивает количество растений для букета, венка, не позволяет выбрасывать сорванные растения.
Усвоение знаний о растительном мире успешно осуществляется посредством простейших опытов, моделирования, элементарной поисковой деятельности дошкольников. Например, детям можно предложить рассмотреть листья березы и дуба используя лупу. Дошкольники рассматривают листья, отмечают их сходство и различие. Можно предложить сравнить на ощупь листья тополя и осины, отметить разность в их поверхности. Трогая листья, дети замечают липкую сторону листа тополя и приятную на ощупь шороховатость осины. Ребенок, который различает деревья, распознает кустарники, знает названия трав скорее не станет рвать листья и ломать ветки. Важно не дать как можно больше сведений о строении растений, а научить ребенка замечать красоту, беречь, осознанно относиться к ее сохранению. Значимое место в обобщении и систематизации знаний занимают беседы и проблемные вопросы, например: «Как ты думаешь, что бы было, если бы на Земле не было растений?», «Что бы ты чувствовал, если бы превратился в дерево?». В повседневной жизни можно использовать практическую деятельность: помощь в оформлении экологической тропинки на территории детского сада, выполнение рисунков, изготовление табличек «Муравейник», «Бабочки», «Целебные травы».
Осознать экологическую ценность природы помогают экологические сказки. С помощью сказок можно воспитывать у детей любовь к природе, бережное отношение к ней. Сказка расширяет кругозор детей, обогащает их словарный запас, учит понимать образные выражения. Сказки – это своеобразный диалог ребёнка с природой. В них ребёнок выражает свои мысли, чувства, переживания, впечатления об увиденном. Экологическая сказка — это художественное произведение, в котором автор в аллегорической форме затрагивает важные экологические проблемы.
Например, гуляя с детьми на прогулке осенью, воспитатель замечает одинокий листок, сорвавшийся с дерева, берет его и начинает рассказ: «Я желтый листок. Я все лето рос на этом дереве. Солнышко меня согревало, ветерок обдувал, дождик меня умывал. Но пришла осень и все мои братья-листья упали вниз. Они звали меня, но я не хотел падать на землю. И тут подул ветерок и листок не удержался на дереве, он полетел далеко на юг, где тепло и светит солнце. Братья кричали ему: «Постой, не улетай». Но листок летел все дальше и дальше». Во время рассказа воспитатель может демонстрировать детям, как листок кружится, летит. Завершить сказку воспитатель может предложить самим дошкольникам. Такой прием одуховорения природы, наделения ее душой, чувствами, сознание будет способствовать тому, что дети буду бережно относиться к окружающему миру. Важная задача педагога – формировать экологическую эмпатию, способность сопереживать сочувствовать.
Можно проводить занятия типа экскурсий в природу методом наблюдения. Необходимое требование к занятиям - организация активной деятельности детей с познаваемым материалом. А что значит активизация? Дети не должны быть простыми наблюдателями. Во время экскурсии можно предложить детям подойти к дереву и обхватить его руками, почувствовать какое оно большое и могучее, как уходит ветвями высоко в небо. Значительное место в работе с детьми занимают такие методы, как опыты, проверка гипотез. Например, можно посмотреть на ствол спиленного дерева и предположить, сколько дереву было лет.
Большие возможности для ознакомления дошкольников с растениями представляет собой дидактические игры экологического содержания. Например, в игре «С какого дерева листок», проводимой осенью, можно использовать различные варианты: «Кто быстрее всех найдет листок дуба?», «Кто отыщет самый красивый листок», «Кто найдет пять листьев клена?». Детям очень нравится игра «Пошурши листьями». В ходе этой игры дошкольники ходят по листьям, играют с ними, устраивают листопад. А можно просто спросить, о чем думаю листья?
Воспитатель должен активно включать в познание природных явлений практическую деятельность дошкольников.
Таким образом, формирование экологического сознания, развитие у детей эмпатии происходит на протяжении всего дошкольного детства, благодаря целенаправленной активной работе воспитателей совместно с родителями.