Наталья Быкова
Экологическое воспитание дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность «Ветер — невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников через опытно – экспериментальную деятельность
по теме «Ветер – невидимка»
Автор: Быкова Наталья Александровна,
воспитатель ГДО «Родничок»
МАОУ «Молчановская СОШ № 2»
с. Молчаново – 2019г.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность „Ветер — невидимка“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Воздух. Свойства воздуха
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,- услышал, и, затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский
Актуальность
• Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования;
• недостаточный запас знаний у детей об окружающей их природе;
• потребительское отношение к природе окружающих (дети не просто созерцают природу, но при этом рвут цветы, ломают ветки, ловят жуков).
Эффективность
• Знакомство с природой развивает любознательность ребенка, даёт радость.
• Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы.
• Наиболее подходящей формой, позволяющей достичь наилучших результатов при ознакомлении с окружающим миром, является сочетание традиционных занятий и опытно-экспериментальной деятельности.
• Через опытно – экспериментальную деятельность ребёнку легче знакомиться с окружающим миром.
• Именно в дошкольный период нужно закладывать детям позитивное отношение к природе, направляя исследовательскую деятельность малышей в нужное русло.
Экспериментальная деятельность в ГДО
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, потребность в умственных впечатлениях, что ведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию и позволяет сформировать у ребенка бережное и разумное отношения к богатствам природы.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, развивает самостоятельность, активность, побуждает детей сравнивать, сопоставлять, развивает наблюдательность, восприятие и мышление. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально.
Экспериментальной деятельностью было проще заниматься в летний период работы ГДО. Мною, совместно с детьми средней группы, реализовывался краткосрочный проект «Ветер – невидимка».
Цель проекта:
расширять представление детей о ветре;
учить правилам поведения в ветреную погоду;
прививать бережное отношение к окружающей среде;
развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
развивать мышление, объяснительную речь, активизировать знания в области экологии, развивать логическое мышление, творческое воображение, память, внимание, комбинаторские способности;
закрепить представления детей о живой природе.
Задачи:
совершенствовать предметно-развивающую среду опытно-экспериментального направления;
обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром;
воспитывать, совместно с родителями, у детей эмоционально-положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы
В рамках реализации проекта были проведены беседы с детьми:
«Что такое ветер и откуда он берётся?»
«Для чего нужен ветер».
«Как правильно вести себя в ветряную погоду».
В реализации проекта с детьми, я использовала экспериментальную наглядность: знакомство с явлениями ветра и природными процессами в ходе опытов, наблюдений.
Дети слушали ветер как на прогулке, так и в групповой комнате (прослушивание аудио записей ветра в пустыни, в траве, сильного ветра, шторма и урагана).
Опытным путём дети сами создавали ветер :
при помощи выдувания воздуха на ладони;
создавали ветер с помощью веера;
На прогулке и в групповом помещении при помощи разных материалов пытались увидеть действия ветра:
игры с вертушками на прогулке;
полёт бумажных бабочек в групповой комнате при помощи вентилятора.
По итогам реализации проекта «Ветер-невидимка» дети сделали вывод:
- ветер возникает в результате движения воздуха, и человек использует его в своих интересах с давних времен и до настоящего времени;
- ветер невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, крутятся вертушки и т. п.);
- ветер помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок – стало легче дышать);
- очень сильное движение воздуха опасно: приносит бури, ураганы, что наносит вред человеку.
Таким образом, в экологическом воспитании дошкольников при реализации конкретных краткосрочных проектов, например, «Ветер – невидимка», особо эффективной может быть использование опытно – экспериментальной деятельности.
Спасибо за внимание!