Елена Михайлова
Семинар для воспитателей ДОУ «Экологическое воспитание дошкольников через театрализацию»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников через театрализацию
Добрый день, уважаемые коллеги!
На протяжении длительного времени наш детский сад работает над воспитанием у детей бережного отношения к природе. В своей работе используем художественные произведения, беседы, просмотр мультфильмов, наблюдения, проводим исследования, опыты. Сегодняшний семинар является продуктом долгосрочного проекта, который мы проводили в масштабе всего детского сада. Если прошлый семинар у нас проходил под названием «Основы экологического воспитания», то сегодня мы представляем вам проект «Экологическое воспитание через театрализацию». Основная цель данного проекта направлена на формирование основ экологической культуры дошкольников через театрализованную деятельность. Решение задач, поставленных в проекте, помогло нам создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей у детей. Проект был долгосрочным – 6 мес. – и педагогам предоставлялось право самостоятельно определять место мероприятий, способ организации и место в режиме дня.
Публикация «Семинар для воспитателей ДОУ „Экологическое воспитание дошкольников через театрализацию“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цели:
1. Создание максимально благоприятных условий для развития у детей творческих способностей.
2. Формирование у детей основ экологической культуры через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Научить беречь природу, воспитывать защитников природы.
2. Учить бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экологическую культуру.
3. Формировать у детей умение налаживать партнёрские отношения через театрализованную деятельность с экологическим содержанием.
4. Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространённое – «Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой». Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви и бережного отношения к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью дома содержат диких животных или, без должного ухода, домашних животных, которые болеют или даже умирают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их страданий. Часто во время летних прогулок родители предлагают детям собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой для ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой.
Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается. Экологическое воспитание детей, прежде всего, «воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни». Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Этому способствуют, в немалой степени, художественные произведения, советские мультфильмы. Это служит своеобразным сигналом для ребёнка как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Это, собственно, и является обоснованием актуальности темы, мотивации её выбора.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Сроки реализации: 6 мес.
Этапы реализации проекта:
1. Организационно-подготовительный.
- обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;
- определение цели и задач проекта:
- подбор литературы, пособий, атрибутов:
- обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.
2. основной
- деятельность с детьми в соответствии с тематическим планированием;
- работа в режиме инновационной деятельности.
3. заключительный
- обобщение результатов работы:
- проведение семинара для педагогов ДОУ района.
Наряду с традиционными методами работы, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, мы использовали театрализованные постановки.
Театрализованная деятельность – одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством театральных постановок. В ходе драматизаций дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так, как поступают их любимые герои. Это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с другими.
Работа с родителями по реализации проекта:
Огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения оказывает семья, поэтому на протяжении всего времени проводится непрерывная целенаправленная работа по привлечению родителей к созданию условий по данной теме. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, поделок из природного материала. Всё это помогает сплочению коллектива: дети – родители – педагоги.
Ожидаемые результаты:
- сформированные представления у детей о растениях, их значимости в жизни человека.
- умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
- бережное отношение детей к природе.
- раскрытие творческого потенциала детей.
Заключение:
В ходе работы по формированию у детей экологической культуры через театрализованную деятельность в делах, поступках начало проявляться осознанно-правильное отношение к природе. Театрализованная деятельность, игра помогает ребёнку почувствовать причастность к природе, ответственность за неё, что является началом формирования экологической культуры дошкольников. И наша главная цель – это помочь ребёнку обрести статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станут слова:
«Пускай я маленький, но я бесконечно сильный, потому что в мире много существ меньше и слабее меня, и можно сделать им добро, хотя бы тем, чтобы пройти мимо не задев, не затронув».
Е. Леонов