Ольга Деминтиевская
Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического образования детей до школы в современных условиях. Одним из таких средств является метод проектов.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность» размещена в разделах
Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? — На наш взгляд, наиболее интересной для детей, способной объединить сразу несколько образовательных областей и видов деятельности вообще, является проектная деятельность. Проектная деятельность является межпредметной. Интеграция знаний и умений детей из различных областей детской деятельности, необходимых для участия в проекте, переводит его в интеллектуально насыщенный метод и повышает его значимость. Несмотря на то, что экологический проект для дошкольников – только коллективный, разнообразие видов деятельности способствует развитию в каждом ребнке его индивидуальных наклонностей и способностей. Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
При организации проектной деятельности мы учитываем возрастные и психологические особенности детей. Включать дошкольников в проектную деятельность мы начинаем постепенно, начиная с младшей группы. Вначале - доступные творческие задания, а уже в старшей группе дети с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
К реализации проектов я старалась привлечь родителей своих воспитанников, поэтому дети совместно с родителями выполняли творческие работы (рисунки, поделки) согласно тематике проекта, что так же способствовало развитию творческих способностей, умению работать совместно со взрослыми.
Результатом практических мероприятий по экологическому образованию дошкольников можно считать :
- создание стенгазет;
- написание рассказов о животных и растениях, рекомендаций по уходу за
животными и растениями;
- разработку презентаций, фоторепортажей и др.
Экологические проекты в ДОУ
Способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Основные требования к использованию метода проектов в детском саду :
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2. Проект – это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
В своей работе задачи экологического воспитания я решаю через формирование представлений и элементарных понятий об окружающем мире у детей посредством проектной деятельности. Чтобы решить поставленные задачи я действовала в нескольких направлениях:
- работала по самообразованию (изучала литературу, Интернет-ресурсы, осуществляла подбор необходимого материала, оформила уголок природы в помещении группы);
- работала с детьми (организация основной деятельности, деятельности по различным областям, разучивание игр, беседы, рассматривание иллюстраций, индивидуальная работа);
- работа с родителями (консультации, беседы, оформление папок-передвижек).
Мной были реализованы следующие экологические проекты : «Деревья вокруг нас», «Птичья столовая», «Мир воды», «Красная книга», «Берегите природу», «Мой любимый питомец», книга-проект «Времена года».
Проект : «Берегите природу!».
Тип проекта : Информационно - творческий.
Сроки проведения: краткосрочный (в течение недели).
Цель проекта : проявление осознанно-нравственного отношения к природе у дошкольников и их родителей через непосредственное общение с экосистемой.
Формы работы по реализации проекта :
Наблюдения и экологические прогулки.
Уход за комнатными растениями (трудовая деятельность). Оформление картотеки комнатных растений.
Цель: обогащение и расширение знаний о комнатных растениях, правилах ухода за ними.
Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;
Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.
Раскрашивание картинок на тему «Охрана природы»
Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический уголок).
Пополнение экологического уголка дидактическим и наглядным материалом.
Проведение ООД с детьми по развитию представлений о лесе.
Беседы о правилах поведения в лесу, на природе.
Презентация проекта – Выставка рисунков, создание стенгазеты «Берегите природу».
В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что использование игровых приемов позволяют заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки.
Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада.
В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что у детей сформировались основы безопасного поведения на природе – средствами бесед на тему «Наш дом – природа», чтением художественной литературы, просматривании иллюстраций.
Проект «Мой любимый питомец»
Цель: Обогащение и углубление представлений у детей о домашних животных, проживающих в доме, способе ухода и общения с ними, воспитание бережного и заботливого отношения к братьям нашим меньшим.
Вид проекта : познавательно-творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Проект направлен на расширение знаний детей об особенностях домашних животных, их роли в жизни человека, на бережное отношение к домашним животным. Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.
Оформлена фотовыставка «Я и мои друзья»
Участники проекта провели интересную работу: они узнали, сколько семей в их группе имеет домашних животных и каких; какие виды домашних питомцев наиболее популярны в семьях; какие домашние животные чаще всего являются героями русского фольклора; что нужно делать, чтобы нашим питомцам жилось хорошо; что домашние животные играют в природе и в жизни человека важную роль.
Проект «Деревья вокруг нас»
Предлагаю вам проект о значении деревьев в нашей жизни. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми.
Вид проекта : информационно-исследовательский.
Продолжительность: средней продолжительности (1 месяц).
Цель: формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.
Практическая деятельность по реализации проекта.
• Познавательно-исследовательская.
Актуализируются знания детей о деревьях. С этой целью дети тактильно и визуально исследуют деревья на прогулке, рассматривают иллюстрации, природный материал (шишки, веточки, кору).
• Речевая деятельность.
Проводятся беседы и словесные игры о деревьях, животных и птицах. Устанавливаются взаимосвязи в природе. С помощью родителей дети составляют описательные рассказы о деревьях.
• Художественно-эстетическая деятельность.
Детям предлагаются различные задания о деревьях: «С какого дерева — детки», «Что сначала – что потом». Рисование «Люблю березку русскую». Подвижные игры «Раз, два, три к дереву беги», «Если бы я был деревом…»
Составление гербария «Удивительное рядом».
Экскурсия по участку детского сада.
Акция «Посади дерево»
В ходе работы над проектом :
• у детей возрос интерес к природе;
• закрепились и уточнились знания о деревьях и кустарниках;
• появилось желание больше узнать о деревьях;
• сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому;
• возросла умственная и речевая активность;
• дети научились самостоятельно делать выводы.
Экологический проект «Птичья столовая»
Тип проекта : информационно-творческий
Срок реализации проекта : краткосрочный
Цель: Создание условий для познавательной и творческой активности, положительного эмоционального состояния, развитие нравственных качеств детей через совместную познавательную, продуктивную и трудовую деятельности.
Рисование «СНЕГИРИ и СИНИЧКИ НА ВЕТКЕ РЯБИНЫ»
Рисование «Птицы на кормушке»
Рисование «Домик для птиц»
Лепка /техника жгутики/
Тема: «Дятел»
Конструирование в технике оригами
Тема: «Снегири и синички»
Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы»
Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой»
Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Работа с родителями
Изготовление кормушек, (детям было предложено с помощью родителей, смастерить кормушку для птиц).
Результаты реализации проекта.
- У детей сформированы знания о зимующих птицах.
-У детей повысилась познавательная активность, любознательность, коммуникативные навыки, творческие способности.
- У детей расширился словарь по теме «Зимующие птицы»
- У детей появилось желание помочь им перезимовать в наших условиях.
- Родителями были изготовлены кормушки (дети принимали посильную помощь в их изготовлении, укрепились семейные отношения.
Проект «Красная книга»
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя).
У нас в группе появилась Красная книга? И у детей возникло много вопросов «Почему?» «А как?», и мы решили это всё разузнать, изучить. И вот наш проект с детьми.
При разработке этой темы мной была поставлена следующая цель:
Развитие у детей представлений о назначении Красной книги как сигнала тревожной информации об исчезающих видах растений и животных.
Нами были решены следующие задачи:
Выяснить, какие растения и животные являются редкими.
Какие из них официально включены в Красную книгу России.
Составить Красную книгу.
Привлечь родителей к исследовательской работе.
Развивать в детях пытливость, любознательность, целеустремленность.
Воспитывать коллективную ответственность за порученное дело и чувство гордости от положительного его результата.
Алгоритм создания книги был таковым:
Сбор информации о животных и растениях.
Выбор объекта изучения каждой семьей.
Подготовка семейных страничек.
Заключительный этап в нашем проекте - совместная деятельность детей с родителями в создании «Красной книги» для группы. В ней - растения и животные. Когда она готовилась, каждая семья отвечала за свою страничку, искала информацию о выбранном животном или растении.
Проект «Мир воды»
Цель проекта : расширять кругозор дошкольников, формировать интерес и познавательно – исследовательской деятельности, воспитывать бережное отношение к воде, как источнику жизни на земле.
Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с водным миром. Данный проект позволяет расширить и углубить знания дошкольников в воде, ее свойствах, качествах, о животном и растительном мире воды, дает возможность познакомить детей с природоохранительными мероприятиями, которые формируют навыки бережного отношения к природе.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : среднесрочный.
В ходе проекта с детьми будет проведен цикл занятий по систематизации знаний детей о свойствах воды, ее качествах, обитателях, и охране водных ресурсов. Беседы – о водных растениях, «Кто в реке живёт?», «Вода вокруг нас».
Экспериментально – исследовательская деятельность. Опыты: «Вода бывает тёплой, холодной, горячей»; «Вода не имеет формы»; «Вода прозрачная»; Лёд – это твёрдая вода».
После проведённой работы дети узнали, что без воды не может быть жизни на Земле, что в природе все взаимосвязано. У дошкольников расширились представления о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Дети узнали о круговороте воды в природе, научились составлять схемы круговорота воды в природе.
Дети узнали: какой бывает вода, научились самостоятельно проводить опыты с водой, определяя ее качества и свойства. Знание свойств воды помогло понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде: что растет в водоеме, кто живет, почему?
Узнали о явлениях кислого дождя, который получается от загрязненности воздуха, о его вредности для живой и неживой природы, человека.
Дети стали понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу.
Моделирование. Макет «Водоем»
Развитие речи «Составление рассказа по картине»
Коллективное рисование ладошками «Рыбки»
Книга-проект «Времена года»
Тип проекта : познавательно-творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители, воспитатели.
Цель проекта : формировать начальное представление о временах года;
Рассмотреть проблему экологического воспитания и образования дошкольников.
Задачи проекта :
познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года. Формировать представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы;
научить детей отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения;
познакомить с нетрадиционными техниками рисования: печать листьями, комкание и скатывание бумаги, кляксография и др. ;
формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;
воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Результаты детской продуктивной деятельности, планирующиеся в ходе реализации проекта :
- тематические выставки детских работ: «Осень золотая», «Волшебница - зима», «Весна - красна». «Лето красное»; оформление книги.
Результаты реализации проекта.
У детей появились элементарные представления о временах года.
Заключение.
Таким образом, систематическое использование проектной технологии в воспитании экологической культуры дошкольников позволяет достичь поставленных целей, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями воспитанников. Метод экологического проекта дат нам большую возможность:
- для выявления «зоны ближайшего развития» ребнка и соответственно планировать дальнейшую работу с ним;
- развивать интеллектуальный и творческий потенциал посредством использования несложных схем, карт, моделей, алгоритмов;
- прививать навыки культурного поведения, самообслуживания, стремления к здоровому образу жизни;
- развивать детей физически во время интегрированных занятий-прогулок;
- совершенствовать художественно-эстетический вкус при изготовлении поделок из природного материала, во время рисования.
Многогранность видов деятельности с детьми в рамках экологического проекта, их взаимосвязанность и системность проведения, а также широкий спектр задач, решаемых в процессе этой деятельности, дат нам право говорить о методе проекта, как о педагогической здоровьесберегающей технологии, с помощью которой возможно реально повысить экологическую воспитанность ребнка - дошкольника, сформировать у него начала экологической культуры и стремления к здоровому образу жизни.