Зарема Туккаева
Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Представление опыта работы
воспитателя старшей группы «А»
Туккаевой Заремы Казбековны по теме:
«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Живая природа – это завораживающий, интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Природа родного края
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Родной край, краеведение. Консультации для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.
Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края, с их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.
Цель: педагог: продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
Задачи:
Воспитанники : обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней; расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края; формировать положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну)
-развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе.
Родители: привлекать родителей к воспитанию экологической культуры поведения у детей; способствовать повышению их познавательной активности.
Использую в работе с детьми и родителями метод проектов. Проект — это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей. Он во многом стимулирует познавательные интересы детей. Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. Тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.
Приведу пример использования метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Так, реализовав краткосрочный проект «Волшебница – вода» дети получили сведения о разнообразном состоянии воды в окружающей среде, элементарные знания о круговороте воды в природе, научились определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность, хороший растворитель, способность отражать предметы;
- а также стремились воспитывать любознательность, бережное отношение к воде;
Реализация проекта прошла в три этапа:
- подготовительный (постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями);
- исследовательский (поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов);
- заключительный (обобщение результатов работы в различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний).
Мною составлен примерный перспективный план по «Экологическому воспитанию детей через ознакомления с природой родного края», по методической работе, а также работы с родителями.
Особое значение имеет предметно — развивающая среда. В течение дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование и т. д.).
В экологическом центре дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях и во время бесед, могут понаблюдать за комнатными растениями, узнают об условиях, которые необходимы растениям и помогают ухаживать за ними. Внимание детей обращается на то, что растениям для роста нужны: свет, вода, земля и тепло.
Проводились беседы, НОД во время которых дети знакомились с названиями рек, животных птиц нашего края, получили сведения об объектах живой природы, занесенных в красную книгу. В дальнейшем планируется более углубленное изучение природы родного края.
В процессе любой деятельности мы учим детей мыслить, задавая им вопросы: «Зачем? Почему? Как ты думаешь? Кто думает по-другому?», чтобы дети могли высказать свою точку зрения.
На территории детского сада организован цветник, где ребята знакомятся с культурными и декоративными растениями. Учатся за ними ухаживать, получают первые навыки и знания. Труд в природе традиционно считается неотъемлемой частью ознакомления дошкольников с окружающим миром, а в последние годы и экологического образования.
Знания и практические советы дети получают и во время прогулок на территории детского сада.
Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Родители помогают нам, они отзываются на любые наши просьбы, так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек, скворечников для птиц, которые с детьми развесили на территории детского сада. А мамы активно участвовали в выставке «Дары осени», «Зимушка- зима», «Елочка — красавица»
В перспективе в планах пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями; создать мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.