Ольга Бурлуцкая
Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию.
Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края
Выполнила:
Бурлуцкая Ольга Викторовна
Истра 2017 – 2018
Актуальность исследования:
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.
Целью экологического воспитания является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность в природе как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Задачи:
- обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
-расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;
-развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе.
Пути реализации:
- Создание условий, экологизация развивающей среды.
- Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.
- Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Работаем по основным принципам:
- Системности.
- Возрастной адресованности.
- Интеграции.
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье.
Содержание работы по экологическому воспитанию старших дошкольников :
- Познавательные занятия.
- Трудовая деятельность на участке и на огороде.
- Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала.
- Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
- Проведение музыкальных и спортивных развлечений.
- Наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых.
- Экспериментирование.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию :
- Информационные проспекты для родителей
- Выпуск газеты, плакатов, консультаций, папок- передвижек.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации.
Сентябрь: Мониторинг по теме
Октябрь: Беседы на темы «Что нас окружает?», «Удивительный лес», «Дикие звери России».
Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Экспериментирование ветром.
Д/и «Чей след?», «Чей хвост?».
Художественное творчество: рисование «Золотая осень», «Ветка рябины»; лепка «Животные России»; поделки из природного материала на тему «Осенний лес».
Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик»,
И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.
Ноябрь: Беседы на темы «Птицы родного края», «Клест», «Лесной доктор»
Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.
Д/и «Птичье лото», «Чей клюв?», «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».
Кормления птиц на прогулке.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
Художественное творчество: рисование «Птицы нашего города», «Птица, придуманная мною»; лепка «Птички».
Д/и «Коршун», «Совушка», «Летает- не летает».
Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (клест, И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше?», М. Зверев «Лесные доктора».
Декабрь: Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу?», «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник?», «Красная книга».
Экспериментирование с водой.
Д/и «Кто, где живет?», «Птицы, звери, рыбы», «Кто кормушки прилетел?», «Опиши, мы отгадаем».
Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»; аппликация «Синички».
Изготовления и украшение кормушек для птиц.
Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года», А. Гречанинова «Холодно, холодно».
Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу
Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели», З. Александровна «Птичья столовая».
Наблюдения за живой и неживой природой.
Январь: Беседы на темы «Байкал - наш дом родной», «Водоемы родного края».
Составления рассказов о рыбах.
Рассматривание иллюстраций об озере Байкале, о байкальских рыбах.
Экспериментирование с водой.
Д/и. «Угадай, кто в озере», «Опиши, какая рыба?».
Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки», «Природа водоемов зимой».
Чтение: легенды «Богатырь Байкал»; загадывание загадок о рыбах.
Февраль: Беседы на темы «Кто такие рыбы?», «Как нужно вести себя на природе?».
Заучивание загадок о рыбах.
Экспериментирование с ветром.
Д/и «Собери рыбу», «Пищевые цепочки».
Художественное творчество: «Рыбка» (из слоеного теста); аппликация «Морское царство».
Чтение о природе родного края, животных России.
Март: Беседы на темы «Хвойные деревья – России», «Где растения любят жить?», «Путешествие растений».
Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях России, растениях занесенных в красную книгу.
Д/и «Чья шишка?», «Чьи листья?», «Найди дерева по семенам».
Развлечения. Экспериментирование с песком.
Художественное творчество: рисование «Весенний коллаж», аппликация
«Во поле береза стояла».
Составления и отгадывание кроссвордов о растениях.
Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».
Апрель: Беседы на темы «Багульник», «Зачем нужно беречь природу?», «Зеленая аптека».
Развлечения «День Земли». Составления кроссвордов о растениях.
Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Д/и «Я садовником родился», «Расскажи какой цветок?».
Художественное творчество: рисование «Семья ежей», аппликация «Сирень».
Чтения художественной литературы о растениях, цветах, деревьях.
Май: Мониторинг
Литература:
Иванова А. И Живая экология : Программа экологического образования дошкольников. М., 2007.
Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М. ,1995.
Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.
Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.
Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.
Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.