Миннулина Альмира Расиховна
План работы по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
2018-2019 учебный год.
Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Задачи:
- Обогатить у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
Публикация «План работы по самообразованию „Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой“ в средней группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим миром;
- Расширить кругозор детей на основе знакомства с природой родного края.
- Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
- Ознакомить дошкольников с башкирскими народными приметами
Актуальность:
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природаявляется источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.
I ЭТАП - Информационно-аналитический
Тема: Сроки Форма распространения опыта
Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования
Сентябрь- август: Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры
Сентябрь- август: При проведении НОД и других форм работы с детьми.
При организации игровых досугов, праздничных утренников.
Составление перспективного плана работы с детьми дошкольного возраста.
Сентябрь:Разработать анкеты опроса родителей.
Апрель-август: Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников.
II. ЭТАП — внедрение в практику
Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей.
Сентябрь-август: Наглядный материал
Консультации для родителей «Дошкольник и экология».
Октябрь, март: Подготовка анкет,памяток, рекомендаций для родителей и детей.
Подготовка материала к информационным уголкам для родителей
Март: Выставка рисунков, Акция «Изготовление кормушек»
Ноябрь-январь:Оформление стенда «Накормите птиц зимой»
III. ЭТАП — представление опыта работы по теме
Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. В течение года Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию.
Обобщение опыта. Оформление отчета, самоанализ педагогической деятельности.
Перспективное планирование
Сентябрь: Мониторинг по теме «Подборка литературы для родителей»
Беседа о том, какие признаки лета еще сохранились.
- Чтение худ. лит: Стихотворение К. Киньябулатовой «Наш сад».
Дидактическая игра «Что растет в саду – в огороде?».
Научить детей различать овощи и фрукты.
Знакомство с праздником «Сумбуля».
Дидактическая игра «Кто больше придумает пожеланий на праздник «Сумбуля».
Октябрь - Беседы на темы «Что нас окружает?», «Удивительный лес», «Дикие звери Башкирии», «О башкирском меде, бортничестве»
- Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
- Д/и «Чей след?», «Чей хвост?».
- Художественное творчество: рисование «Осеннее дерево», «Ветка рябины»; лепка «Животные Башкирии»; поделки из природного материала на тему «Осенний лес».
- Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик», Г. Юнусова «Падают листья»
Знакомство с народными приметами и загадками Приложение № 1.
И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.
Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».
Формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде у детей.
Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе. Способствовать всестороннему развитию ребёнка.
Ноябрь: Беседы на темы «Птицы родного края», «Снегирь», «Лесной доктор»
- Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах.
- Наблюдение за птицами на прогулке.
- Д/и «Птичье лото», «Чей клюв?», «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».
- Кормления птиц на прогулке.
- Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
- Художественное творчество: лепка «птички».
П/и «Коршун», «Совушка», «Летает- не летает».
- Чтение: С. Алексеев «Родная природа» ,В. Бианки «Чей нос лучше?», М. Зверев «Лесные доктора», А. Гайсин «Осенний лес».
- Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек).
- Знакомство с народными приметами и загадками Приложение № 1.
Дидактическая игра «Как медведь готовится к зиме».
Формировать представление детей о зимующих птицах, о том,как птицы приспособлены к жизни в это время года. Воспитывать желание помогать птицам,развивать умение сравнивать разных птиц.
Декабрь: Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу?», «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник?», «Красная книга», Акция «Не рубите елочку».
- Акция «Берегите елочку»
- Знакомство с празником «Зимний Нардуган».
-Экспериментирование с водой.
-Д/и «Кто, где живет?», «Птицы, звери, рыбы», «Кто к кормушке прилетел?», «Опиши, мы отгадаем», «Кто из птиц остается зимовать?», «Чьи следы на снегу?».
- Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»; аппликация «Синички», «Елочки», «Зимнее дерево».
- Изготовления и украшение кормушек для птиц.
- Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года», А. Гречанинова «Холодно, холодно».
- Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу
Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели», З. Александровна «Птичья столовая», Г. Рамазанов «Зима». Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.
Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей.
Январь: Беседы на тему «Водоемы родного края».
- Составления рассказов о рыбах.
- Рассматривание иллюстраций зимних рек.
- Экспериментирование с водой.
Д/и. «Угадай, кто в реке», «Опиши, какая рыба?».
-Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки», «Природа зимой».
- загадывание загадок о рыбах.
- Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей).
- Чтение: Н. Наджми «Зима», Х. Гиляжев «Снег идет».
- Знакомство с народными приметами и загадками Приложение № 1.
Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека. Учить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно беречь.
Февраль: Беседы на темы «Кто такие рыбы?», «Как нужно вести на природе?», «О древнем промысле башкирского народа – охоте».
- Заучивание загадок о рыбах.
-Экспериментирование с ветром.
-Д/и «Собери рыбу», «Пищевые цепочки».
-Художественное творчество: аппликация «Морское царство».
-Чтение о природе родного края, животных Башкирии, К. Даян «Снежок во дворе», Ш. Махмутов «Сорока», «Охотничья собака».
- Литературная выставка «Читайте вместе с нами».
- Знакомство с народными приметами и загадками Приложение № 1.
Привлечь детей и родителей к созданию книжного уголка, пополнить знания детей о русских писателях
Март: Беседы на темы «Хвойные деревья Башкирии», «Где растения любят жить?», «Путешествие растений».
- Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях Башкирии, растениях занесенных в Красную книгу.
- Д/и «Чья шишка?», «Чьи листья?», «Найди дерева по семенам», «Твои пожелания близким».
Развлечения.
- Художественное творчество: рисование «Весенний коллаж», аппликация
«Во поле береза стояла».
- Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки Цветов», Г. Гумер «Запели капели», С. Алибаев «Капель».
- Консультация «О чем рассказывают растения».
- Знакомство с народными приметами и загадками Приложение № 1.
- Знакомство с праздником «Науруз».
Учить детей видеть красоту родной природы, уметь любоваться ею. Учить распознавать деревья и кустарники, относиться к ним как к живым существам. Познакомить с национальными праздниками, приметами и загадками.
Познакомить родителей как правильно воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к животным.
Апрель: Беседы на темы «Зачем нужно беречь природу?», «Зеленая аптека».
- Развлечения «День Земли».
- Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
- Д/и «Я садовником родился», «Расскажи какой цветок?», «Сочините загадки о весне».
- Художественное творчество: рисование «Семья ежей», аппликация «Сирень».
- Чтения художественной литературы о растениях, цветах, деревьях, М. Гали «Солнышко», М. Карим «Прилетай».
Знакомство с праздником «Карга буткахы» - грачиная каша.
- Знакомство с народными приметами и загадками Приложение № 1.
Воспитывать эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы. Развивать умение делать выводы.
Май: Фотовыставка «Наши добрые дела».
- Чтение Г. Юнусова «Песнь скворца»
- Дидактическая игра «Определи дерево»
- Знакомство с народными приметами и загадками Приложение № 1.
- Знакомство с праздником «Кукушкин чай».
Систематизировать представления детей о животных и растений, живущих рядом с детьми, учить детей ухаживать за ними.
Июнь:
- Дидактическая игра «Цветы полевые или садовые»
- Чтение М. Гали «Шмель», Я. Аким «Облака»
- Наблюдение за цветением липы.
- Знакомство с народным праздником «Сабантуй»
- Знакомство с народными приметами и загадками Приложение № 1.
Июль:
- Дидактическая игра «Какая ягодка?», «Сочините загадки о лете»
- Развлечение «Лесной теремок» по мотивам сказки В. Бианки.
- Чтение И. Суриков «В ночном», Г. Ситдикова «Дождик»,Ф. Рахимгулова «Мотылек».
- Знакомство с деревенским праздником начало сенокоса.
- Знакомство с народными приметами и загадками Приложение № 1.
Уточнить представления о растениях, учить узнавать их по описанию.
Август:
- Беседа «О лекарственных растениях», «О роли молока и продуктов в башкирской кухне».
- Чтение Е. Благинина «Солнышко красное», Я. Аким «Мой конь», Д. Юлтый «Рожь созрела», Г. Гумар «Наш огород».
- Дидактическая игра «Что поспело в огороде?»,
- Наблюдение за дождем.
- Знакомство с народными приметами и загадками Приложение № 1.
Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями.
Предоставить отчёт по экологическому воспитанию.
Литература:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
2. Вакуленко Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников : экологические праздники, викторины, занятия и игры. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2005.
4. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников. // дошкольная педагогика. 2006 г. № 3, стр. 23.
5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятии по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М. : ВАКО, 2007
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О. В. Дыбина (отв. ред.). – М. : ТЦ «Сфера», 2001.
7. Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М., 2006.
8. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
9. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. Москва, Сфера, 2006г.
10. Молодова. Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, 1996.
11. Нафикова З. Г., Березина А. Г. Этноэкологические наблюдения природы на основе башкирских народных примет (картотечное планирование) : Методическое пособие. – Уфа: Изд. ИРО РБ, 2017.
12. Николаева С. Н Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.
13. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001.
14. Шишкина В. А. Прогулки в природу : Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений /В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М. : Просвещение, 2002.
15. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: экология для малышей. – М. : Прометей; Книголюб, 2003.
16. Экологическое воспитание дошкольников : Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой – М. : АРКТИ, 2004.
Приложение № 1
Народные приметы
Сентябрь
«Если 1 сентября будет тепло, вся осень будет теплой»
«Если паутина летает высоко в небе – ясно будет»
«Если при уборке урожая стебли с хрустом ломаются – быть дождю»
«Если шумит крона дуба – к перемене погоды»
«Если кошка повыше спать забирается – к похолоданию»
«День первых заморозков – начало осени»
Если листья на верхушке березы начинают желтеть первыми, весна рано приходит. Если на нижних ветвях начинают желтеть первыми, весна поздно приходит»
«Если тучи плывут на юг – погода разгуляется»
«Если паутина на растения ложится – к теплу тянет»
«Цветы сильнее пахнут перед дождем»
Октябрь
«Если осенью листва не опадает – народу тяжело будет»
«Если гусь прячет одну ногу под крылом- похолодает»
«Если в начале октября выпадет снег, он будет лежать 40 дней»
«Если рябины много – осень дождливая»
«Октябрь – ни арба, ни сани»
«Покров день настал – зима наступила»
«Если собака на дорогу ложится – потеплеет»
Ноябрь
«Если молодой месяц проглядывает тонкой полосочкой - весь месяц будет ясно»
«От осеннего холода на расстояние дня беги»
«В какую сторону скотина спиной ляжет, оттуда жди ветра»
«Если мыши и кроты сделают большой запас – зима будет суровой»
«Если осень теплая – зима будет долгой»
Декабрь
«Если деревья покрывает иней – к холоду»
«Если ворона в снегу барахтается – погода изменится»
«Если зимой дым к земле стелется – к снегопаду»
«Если вечером звук слышен далеко – то прояснится»
«Если зайцы бегают в садах – к суровой зиме»
Январь
«Много снега – добрый урожай»
«Если сова закричит – холод будет»
«Если зимой заверещит сверчок – дни потеплеют»
«Если соль сыреет, жди снега»
«Если печная труба сильно тянет – жди холодов»
«Красный закат к ясной погоде»
Февраль
«Чем больше снега на горах, тем больше снега народиться»
«Если птица начнет ерошиться – погода испортится»
«Если кошка дверь царапает – жди бурана»
«Если дрова в печке горят с треском – к теплу»
«Чем пушнее заяц, тем морознее зима»
Март
«Если 1 марта будет ветреным – все лето будет таким же ветреным»
«Если в начале марта капель – лето хорошим будет»
«Чем длиннее сосульки, тем длиннее весна»
«Ранний рассвет – к хорошей погоде»
«Если на березе много почек – просо уродится»
Апрель
«Прилетит журавль – спеши поле пахать»
«Если скворцы стаями прилетают – хлеб уродится»
«Если березовый сок обильно течет- лето дождливым будет»
«Ранний первый гром – к дождливому году»
«С соловьем рассвет наступает, с ласточкой ночь наступает»
Май
«Первый гром к потеплению»
«Если первый гром с юга – хлеб уродится»
«Когда скворец скворчат выводит – сей овес и гречиху»
«Если солнце с ореолом – день похолодает»
«Птица на землю садится – к ясной погоде»
Июнь
«Зацвел красный клевер – началось лето»
«Если в полдень петух закричит – день погожим будет»
«Утренний дождь до полудня»
«Если лошадь фыркает – к дождю»
«Стрекозы оживляются – дождь будет»
Июль
«Солнце поворачивает на зиму, а лето – на жару»
«Если звезды кажутся мелкими - к дождю»
«Если утром выпадает сильная роса – день будет жарким»
«Если головка чертополоха колется мало – жди дождя»
«Если собака по земле катается – к дождю»
Август
«В августе серп накаляется, вода остужается»
«В засушливый год – жизнь впроголодь»
«День припекает – к дождю»
«Какова будет осень по лету видно»
Загадки
Сентябрь
Хоть и тонок канат, а запутаешься – не будешь рад (Паутина)
Что ни деревце – то ларцы, и во всех живут птенцы (Горох)
За оградой золотой дома черные видны. Сколько домов – столько жильцов (Подсолнух)
Сверху - ветви смуглые, внизу – клубни круглые (Картофель)
Листья сверху сама в земле. Как мясо, красновата, для зуба – жестковата (свекла)
По осени лысеет, весной молодеет. Летом – молодой, зимой – старик седой (дерево)
Поселился на горе медведь, тысяча ему лет, а ничего ведь (дуб)
Не ведро, не бочка, а вода течет (Туча)
Руку тянет в небосвод, раскрывая красный рот (цветок)
Октябрь
У агая в саду домики на виду, носит его дочь сладость день и ночь (пчела)
И летом бегом, и зимой вскачь. Бедной лошади хоть плачь (телега)
Верблюдица белая ничего не делает, а за ноги хватает (холод)
На улице батыр, в избе плакса (снег)
Никто не тронул, а щека треснула (Лед)
Напевает, бегает, о чем поет не ведает (Ветер)
Ноябрь
Пришел серенький волчок, сгрыз у дома весь бочок (мышка)
Черная корова под землей, мелет муку день-деньской (крот)
Красная корова гору лижет (солнце)
Синее озеро полно рыбок золотых (небосвод)
Зимой раздет, летом одет (лес)
Декабрь
Дед идет, белобород, шубу белую трясет (зима)
Вечером придет, всю ночь на земле проведет, утром уходит (иней)
Январь
Поверх хвороста иголка ходит (Вышивание)
Медведь рычит – только пыль летит (мелют муку на мельнице)
Вползет отара и шасть под нары (холод)
Как посмотришь глаз болит (солнце)
Февраль
Бежит, бежит из года в год, а до места не дойдет (река)
Рождается осенью, умирает весной (лед)
И плачет, и злится, что в избу не пробиться (буран)
Летом в чулане, зимой с нами (валенки)
Март
Воробей без клюва, а лед долбит (Капель)
В белом платьице сама, расписная бахрома (береза)
Белое одеяло снимает, спину греть начинает (весна)
Апрель
Над синим озером торопко протянулась в небе тропка (дикие гуси)
Без лестницы вверх поднимается, без веревки вниз спускается (птица)
Не сеяли, а вырос, не звали, а пришел (Цветок)
Май
Одна поблескивает, другой потрескивает (Гром, молния)
Ветер ел его да ел, покуда он не облысел (Одуванчик)
Июнь
Синий конь стремглав бежит, синяя попона на ветру дрожит (Река)
По большой дороге караван идет, и утром, и вечером караван бредет. На гору не заберется – хвост внизу остается (река)
Июль
Конь поджарый – два горба, тяжела его арба (Муравей)
Навар выпивают, мясо выкидывают (чай)
Август
Мешочек маленький – сладенький да аленький (малина)
Толст да широк, по две дырки на боку и шапка наверху (дом)
Не река, а волны ходят (Хлебное поле)
Пословицы
Сентябрь
Там где девясил, конь не падет.
Октябрь
Пчелиное жало целебно.
Пчела не ужалит – мед не достанется.
Сильный рой отличишь по гудению.
Праздники
Сентябрь
Праздник Сумбуля проводили осенью. Ведущей праздника избиралась светловолосая девушка. Выходили в поле, на ветки деревьев завязывали разноцветные лоскутки, ленты. Бабушки читали молитвы, дарили друг другу подарки, желали счастья, здоровья, благополучия.
Декабрь
Зимний Нардуган проводили в конце декабря, когда самые короткие, темные, холодные дни. Основное действующее лицо праздника – Селлэ бабай. «Нар» в переводе обозначает солнце. У солнца просили тепла, готовили угощения. Гадали о предстоящем урожае.
Март
Науруз – праздник нового года по солнечному календарю, совпадающий с днем весеннего равноденствия. Организовывался чтобы задобрить природные силы и духи предков для хорошего урожая, благополучия в новом году. Во время праздника молодежь, дети ходили по дворам, прославляли хозяев, желали благополучия в новом году, взамен получали подарки.
Устраивалась общая трапеза, где обязательным угощением была ритуальная пища из злаковых культур. В завершение проводились различные состязания: в борьбе, беге, скачках.
Апрель
Грачиная каша – это весенний праздник в котором культ птиц переплетался с представлениями о плодородии земли. В нем участвовали только женщины и дети. Из уважаемых пожилых женщин выбиралась распорядительница. Женщины в этот день кормили птиц, обвешивали еще голые ветки деревьев лентами, бусами, лентами. Проводили хороводы, танцы игры, соревнования, пели песни.
Май
Кукушкин чай – это древний женский праздник – угощение в честь кукушки.
Накануне праздника мальчики обходили каждый дом, собирали угощения. На этот праздник выходили женщины и дети. Проводили на лужайках или у реки. Пока готовилась праздничная пища, играли в разные игры, плясали, пели частушки.
Июнь
Сабантуй в древности праздновали перед отъездом на летние пастбища. Теперь его празднуют после окончания полевых работ. Главное значение отводилось военно-спортивным играм, выявлению молодых батыров, защитников рода. Проводились скачки, борьба курэш, и соревнования сэсэнов – сказителей.