Алсу Псыщаница
Экологическое воспитание дошкольников через художественную литературу
▼ Скачать + Заказать документы
«Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: люди- это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь».
Ф. Майор.
Дошкольный возраст – это период, когда происходит процесс развития индивидуально- психологических и формирование социально-нравственных качеств личности. Именно поэтому, дошкольный возраст является уникальной ступенью непрерывного экологического образования и должен рассматриваться как особая ступень развития человека и формирования его мировоззрения.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников через художественную литературу» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, нужно прививать ему это качество с самого раннего детства. Экологическое воспитание можно определить, как формирование у детей экологического сознания, как совокупность знаний, чувств, воли и готовности к активной природоохранной деятельности, помогающего понимать окружающий мир как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное отношение к природе.
Чтение художественной литературы способствует воспитанию чувств. Действительно, читая произведение, ребенок осваивает нравственно- эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев. В дошкольном возрасте главной особенностью является эмоционально окрашенное восприятие материала, эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоты и неповторимости. Интерес к окружающим объектам неживой и, особенно, живой природы появляется очень рано.
Книги являются своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе книг идет развитие представлений о правильном отношении к окружающему миру. Познавать мир с помощью книги- значит, иметь возможность познакомить ребенка со многими важными для него аспектами жизни.
Систему нравственных ориентиров дает чтение произведений таких авторов, как : В. Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, К. Паустовского, М. Пришвина, С. Есенина, Ф. Тютчева др. Произведения этих авторов глубоко воздействуют на чувства детей, формируют определенное мышление и отношение к природе.
Произведения Е. Чарушина, В. Бианки, М. Пришвина служат примером бережного отношения к природе. Их рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая их, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, случающимися в реальной жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать.
Поэтическими произведениями К. Паустовского мы прививаем великое уважение к природе, к целесообразности ее законов, к ее возвышающей душу красоте. Его проза несет в себе огромный запас знаний о мире, не только о его могучем животворном начале, но и о его хрупкости.
Стихотворения С. Есенина, Ф. Тютчева, И. Бунина внушают через красоту природы любовь к родине, к бережному отношению окружающей нас природы.
Чтение произведений о природе позволяет расширить кругозор экологических знаний, развивать