Елена Дмитриева
Экологическое воспитание детей в различных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание - это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе.
Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.
Публикация «Экологическое воспитание детей в различных видах деятельности» размещена в разделах
Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.
Задачи экологического воспитания :
1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.
Удивителен мир природы! Он встречает ребенка морем звуков и
запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться у поля,
у луга, у тихой речушки, у лужицы, оставшейся после сильного дождя…
Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой
интерес, любознательность, побуждает их к игре.
Проводимая мною работа по экологическому воспитанию связана со всеми видами детской деятельности.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно. В утренние часы я вовлекаю детей в совместную деятельность. Организуя деятельность по уходу за растениями, я делаю акцент на необходимость заботы о них, объясняю детям, что ухаживать за растениями надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе. Затем наблюдаю, как дети в течение дня подходят к растениям, рассматривают их, советуются друг с другом и определяют способы ухода за ними. Дети знают о пользе комнатных растений, поэтому с удовольствием ухаживают за ними. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение : бережное, заботливое отношение к природе, ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.
Также создан уголок экспериментирования, где находятся природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований : песок, глина, камни, семена растений, шишки, кусочки коры деревьев, разнообразные семечки, листья, ракушки, гербарий, картотека дидактических игр, книга загадок о животных и растениях, календарь природы. Вместе с детьми регулярно фиксируем погоду (описываем состояние, значками обозначаем погодные явления.
Рядом с уголком природы на подоконнике располагаются мини-огороды. Зимой здесь растет зеленый лук, а весной – цветочная и огородная рассада.
На территории детского сада имеется огород. Уход за огородом состоит в поливе растений, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая детей простейшим приемам труда, я объясняю необходимость и целесообразность этого труда. В процессе работы мы с детьми наблюдали за ростом и развитием растений, определяли их зависимость от внешних факторов, от ухода и т. д. С детьми проводились беседы о каждом овоще с нашего огорода и о витаминах, содержащихся в них. Дети, ухаживая за растениями, учатся выращивать их, как в группе, так и на огороде в процессе трудовой деятельности. Они с желанием трудятся и на участке (собирают веточки деревьев, сухие листья, мусор, а в зимнее время расчищают дорожки, развешивают кормушки, подкармливают птиц. Труд в природе способствует развитию у детей чувств эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам, позволяет увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы.
Большую роль в экологическом воспитании детей играют наблюдения за природой. Основную работу по наблюдениям провожу на прогулке, используя стихи, загадки, пословицы, поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом. Обращаю внимание детей на характерные сезонные изменения в жизни растений и животных и с помощью вопросов помогаю детям устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе, например: стало холодно – насекомые спрятались под корой деревьев, улетели птицы, опали листья. Дети имеют возможность непосредственно контактировать с природой, видеть и обследовать ее объекты. На прогулке организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, лёд, земля). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, снега, льда, воды. Так, например, дети узнают, что вода бывает холодной и теплой, в ней тонут камни, что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и т. д. Для таких игр на участке имеются формочки, совочки, ведёрки. Кроме этого, использую разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что где растет», «Узнай и назови», «Когда это бывает?» и т. д. В процессе наблюдения дети любуются, радуются и восхищаются красотой природы, проявляют доброе, бережное отношение к объектам природы.
Важную роль в экологическом воспитании играет детское экспериментирование. Дети с удовольствием превращаются в «учёных» и проводят разнообразные исследования. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления. Опыты чем-то напоминают детям фокусы. Главное, чтобы они делали всё сами. Особый интерес дети проявили в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой в НОД «У нас в гостях Капитошка». Опыты строились на основе имеющихся представлений, которые они получили в процессе наблюдений. Дети старались самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям.
В старшей группе проводился проект «Удивительный мир соли», целью которого было формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность. В ходе проекта проводились опыты, выращивание кристаллов соли, опыт «Как соль влияет на рост растений». Вместе с детьми посадили лук. В одном стаканчике была обыкновенная земля, а в другом - земля, смешанная с солью. В процессе наблюдения детьми было замечено, что в стаканчике с солью лук не прорастал, делали вывод почему так происходит. Каждый ребенок высказывал свое мнение.
Сейчас ведется проект «Хлеб – наше богатство». В процессе исследовательской деятельности уточнили, конкретизировали и расширили знания детей о хлебе. Познакомила детей с процессом выращивания и изготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека, зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий; проследили процесс превращения маленького зернышка до буханки хлеба. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, знакомятся с литературными произведениями. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Знания о природе дети получают на занятиях. Для занятий использую наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи. Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После прочтения провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость и восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасет?», «А они не замерзнут?», «А почему ему никто не помог?» и т. д. В этих случаях важно донести до детей смысл произведения.
Большое внимание я уделяю сказке. Она считается одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают их. Затем дети рассматривают иллюстрации, проводят беседы, обсуждают прочитанное.
Знания, полученные на занятиях, прогулках, во время практической деятельности уточняются, конкретизируются, закрепляются в процессе дидактической игры. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных и имеющиеся у них представления о природе. Я играю с детьми, учу их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам.
Я учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи.
Для родителей по экологическому воспитанию детей оформлены : папка-передвижка «Экологическое воспитание дошкольников», консультации «Берегите окружающую природу», «Научим детей беречь природу».
Родители активны, помогают нам, они отзываются на любые просьбы. Так, например, папы принимают участие в весенне-осенних работах на огороде, в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории детского сада, а мамы участвуют в конкурсах, подготовке утренников.
Привлекаю родителей к различным видам совместной деятельности с детьми : рисованию, изготовлению поделок из природного материала, совместные праздники, развлечения, на которых родители являются не просто зрителями, но и участниками.
Также использую домашние задания. Накануне выходных дети и родители получают задание понаблюдать за природой (сезонные, погодные изменения, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке.
Таким образом, считаю, что экологические знания положительно влияют на развитие личности ребенка: развивают чувство ответственности за природу родного края, воспитывают гуманное отношение к окружающей среде, формируют первоначальные экологические представления у детей дошкольного возраста.
Свое выступление хотелось бы закончить словами:
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!