Екатерина Каинак
Экологическое образование дошкольника посредством экологических игр в детском саду
▼ Скачать +Заказ
Экологическое образование дошкольника посредством
экологических игр в детском саду
Каинак Е. А воспитатель ГБДОУ №50
Приморского района
города Санкт – Петербург
Экологическая работа в детском саду является составной частью целостного педагогического процесса в развитии экологического воспитания и образования. Исходя из этого с учетом федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, педагогу с дошкольниками для развития экологического воспитания рекомендуется применять экологические игры (настольно печатные) .Экологические игры по содержанию способствуют познавательному развитию и обучению навыкам саморелаксации, создавая эмоциональный комфорт, направленный на формирование здорового поколения
Публикация «Экологическое образование дошкольника посредством экологических игр в детском саду» размещена в разделах
С развитием нанотехнологий в России, с учетом достижений ученых, государство делает определенный акцент на экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Интересным, с нашей точки зрения, является мнение Н. А. Рыжовой, «которая подчеркивает правильность и закономерность государства в решении данного вопроса. Так, автор позиции доктор педагогических наук, ведущий сотрудник Центра «Дошкольное детство» считает, что с принятием законов «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» «созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения» (Канева М. С., Чадаева Г. И., 2011, с. 7). Указ Президента по охране окружающей среды и «соответствующее постановление правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем» (Канева М. С., Чадаева Г. И., 2011, с. 7). Обратим внимание на индивидуальный аспект в развитии экологического образования и воспитания дошкольников с учетом федерального государственного образовательного стандарта. Целью экологического образования является «формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой» (Анохин Е. В., Бондаренко Т. М., Суханова А. С., Бондаренко Т. М., 2007, с. 3). Опыт показывает, что уже в «среднем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме» и с учетом «интереса ребенка к природным явлениям» (Анохин Е. В., Бондаренко Т. М., Суханова А. С., Бондаренко Т. М., 2007, с. 3).
В «Концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста» Николаева С. Н. автор характеризует педагога как носителя экологической культуры. И с этим нельзя не согласиться. Именно педагог «вводит» ребенка в мир природы, обеспечивающей ему первый опыт общения и познания того удивительного, чарующего мира, каким является природа. Раскрывая управленческую роль педагога-воспитателя, мы не говорим о его методологической и эколого-биологической компетентности. Остановимся на двух аспектах его управленческой деятельности: планировании работы по экологическому образованию дошкольников и организации работы по отслеживанию результатов этой деятельности. Основной целью планирования является обеспечение системы в работе по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Экологическое образование является составной частью целостного педагогического процесса. Исходя из этого, при планировании задач экологической работы с детьми необходимо обращать внимание на постановку не только образовательных, но и воспитательных и, что особенно важно, развивающих задач. При этом задачи должны охватывать все направления работы с детьми: их интеллектуальное развитие, воспитание нравственных, этических, эстетических качеств личности, трудолюбия и т. д. (Серебрякова Т. А., 2008, с. 133). Большое значение для планирования экологической работы с детьми и имеет интеграция различных видов и форм деятельности: познавательный, игровой, трудовой, художественно-творческой.
В педагогической практике педагога в дошкольном учреждении для развития экологического воспитания дошкольников, с нашей точки зрения, применяются экологические игры (настольно печатные) которые принадлежат к одной из важных задач развития детей. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. И так, игра среди всех других видов деятельности имеет в дошкольном детстве первостепенное значение. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре. В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами очень простые по содержанию настольные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в настольных играх. Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.
Знания, полученные в виде игры, дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в экологической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.