Юлия Саплина
Влияние принципов православной педагогики на формирование нравственной личности дошкольника посредством развивающих игр
▼ Скачать + Заказать документы
Основа формирования будущей личности – это гармоничное развитие ребенка. Духовно-нравственное развитие в данном направлении занимает особое место, так как формирует ядро личности и эмоциональное отношение к сверстникам и взрослым, развивает эстетическое и этическое воспитание, закрепляет гражданскую и патриотическую позицию, определяет семейную ориентацию и ценности внутри основополагающей ячейки общества.
Публикация «Влияние принципов православной педагогики на формирование нравственной личности дошкольника посредством развивающих игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
Ведущей деятельностью дошкольников является игра, и именно она должна давать детям представление о добре и зле, о том, что любить и прославлять Бога получится тогда, когда ты возлюбишь ближнего своего как самого себя. А чтобы не сбиться с правильного пути, в помощь малышу дан взрослый наставник, который должен строить свою работу, используя следующие принципы православной педагогики :
• принцип христоцентричности
• принцип Богосообразности
• принцип педоцентричности.
• принцип адекватности образования.
Вышеизложенные принципы способствуют всестороннему развитию воспитанников, а значит, развивают душу, ум и тело ребенка. Исходя из этого, можно сделать вывод, что православная педагогика, основанная на данных принципах, всесторонне охватывает главный вид деятельности дошкольников – игру.
Игра занимает в жизни ребенка-дошкольника особое место. К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых.
Дети очень любят играть в игры в процессе организованной деятельности, в свободное время, во время праздничных мероприятий. Именно в игре формируется сознание и осмысление взрослой жизни.
Предлагаемые игры были разработаны и представлены на ярмарке «Социально-педагогические инновации – 2014». Их можно использовать в различных видах деятельности :
• Социально-коммуникативном развитии
• Познавательном развитии
• Речевом развитии
• Художественно-эстетическом развитии.
Разработанные игры решают следующие задачи: развивают словарный запас, внимание, память, воображение, наблюдательность, логическое мышление, побуждают ребенка выполнять различные виды деятельности, объяснять свои действия и анализировать их, развивают познавательный интерес, духовно-нравственные качества, воспитывают патриотические чувства, умение радоваться за успехи других, развивают волевые качества, духовно-нравственные, православные, национальные традиции.
И так: принцип христоцентричности, определяет отношение к Богу, все в педагогическом процессе должно славить Христа. Прославление возможно только тогда, когда ребенок совершает добрые поступки и делает это сам, осознанно.
Данный принцип хорошо раскрывается в следующих играх:
Цветочек пожеланий
Доброе слово
Доброе дело
Принцип Богосообразности. Этот принцип показывает то, что каждый ребенок одарен дарами тела и дарами духа для счастья, и каждый может пользоваться ими, выражая свое мнение не только словами, но душой – например держа кисть в руках и передавать с помощь кисти свое настроение, отношении и т. д. этот принцип раскрывается в играх с творческой основой, и направлен на всестороннее развитие личности ребенка.
Цветочек пожеланий
Украсим рамочку
Построим храм или нарисуем храм
Собери пасхальное яичко
Принцип педоцентричности определяет отношение к ребенку, его потребностям и возможностям, а так же его взглядам. Не стоит забывать о том, что сейчас впедагогическом процессе педагог не доминирует над ребенком, а находится на одном с ним уровне. Этот принцип раскрывается в дидактических играх, где ребенок может свободно рассуждать и делать выводы. Это такие как:
Хорошо-плохо
Доброе слово
Доброе дело
Принцип адекватности образования. Это означает, что педагогический процесс должен соответствовать возрастным и культурно-психологическим особенностям воспитуемых, а так же должен нести в себе добрые помыслы и примеры смиренности.
Хорошо и плохо
Кто изображен на иконе?
Православный кроссворд.
Таким образом: принципы православной педагогики всесторонне влияют на формирование у детей нравственных качеств, воспитывают патриотические чувства, умение радоваться за успехи других, развивают волевые качества, духовно-нравственные, православные, национальные традиции.