МААМ-картинки

Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр

Татьяна Прохорова
Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. То, как ребёнок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах

Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. В процессе приобщения к экологической культуре дошкольников, воспитательное воздействие оказывает созданные игрой такой ситуации, в которых дети должны совершать самостоятельный выбор своего поступка. При этом они получают не готовые знания о природе и правилах поведения в ней, а делают собственные выводы и заключения. Экологические знания, затрагивающие эмоции и чувства детей, будут использоваться ими активнее. А это намного эффективнее, чем простое использование запретов и предписаний, которые дети запоминают механически.

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность. Сегодня экология — не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектов.

О необходимости и возможности формирования системных знаний о природе у дошкольников говорили такие исследователи, как И. Р. Колтунова, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова.

Основной целью экологического образования детей является формирование у них экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми.

Дидактическая игра способствует :

- развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.

- обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, воспитывают любовь к ней, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

- развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь.

- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т. д.

- художественно-эстетическому воспитанию – совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.

- экологическому воспитанию. Процесс игровой деятельности, в которой дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет: обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности.

В дошкольной современной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида:

- игры с предметами и с природными материалами;

- настольно-печатные;

- словесные игры.

1. Игры с предметами. В таких играх, как правило, используется подручный материал, различные игрушки, предметы природного материала.

В процессе игры дети учатся сравнивать, различать предметы, изучать свойства и качества предметов. Природный материал считается наиболее эффективным средством изучения природы. А проведение занятий на природе закрепит знания дошкольников об окружающей действительности. К тому же такие занятия вызывают огромный интерес у дошкольника. Педагогу необходимо соблюдать осторожность, технику безопасности при проведении занятий в естественных условиях. Педагоги используют такие игры как «Чьи следы?», «От какого дерева лист?», «Разложи листья по убывающей величине» и т. п. ( в таких играх развиваются мыслительные процессы: логика, синтез, анализ).

2. Настольно-печатные игры различают по следующим видам: домино, лото, игры по картинкам и т. д. Такие виды игр заставляют ребенка анализировать, сравнивать, классифицировать предметы, развивает логическое мышление и т. д. Игры, связанные с описанием картины развивают не только творческое мышление, но и учит правильно говорить. Среди настольных игр есть такие игры, которые способствуют проявлению у ребенка актерского мастерства.

3. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Используя словесные дидактические игры, педагог помогает дошкольникам использовать имеющие знания в игре, прибегая к воображению и фантазии. В словестных играх дети могут решать самостоятельно различные умственные задачи (отгадывать, описывать, группировать по признакам и формам). Среди словесных игр можно назвать такие как «Отгадай-ка», «Магазин» и т. д.

Дидактические игры в экологическом воспитании занимают одно из главных мест в работе с дошкольниками.

- Узнать об особенностях приспособления животных к среде обитания помогут игры: «Летает, бегает, прыгает», «Кто где живет?»;

- усвоить знания об экосистемах поможет игра: «У кого какой дом»;

- способствовать усвоению знаний о росте и развитии живых организмов будут игры: «Что сначала, что потом», «Птицы-рыбы-звери», «Живое – неживое»;

- о правилах поведения в природе расскажет игра «Выбери правильно дорогу».

Критериями выбора и подбора игр являются:

- программа, по которой ведется работа в ДОУ;

- возможности дошкольного образовательного учреждения;

- предпочтения педагога;

- уровень подготовленности детей.

Эффективность применяемых игровых приемов зависит от разнообразия и интересного содержания игровых действий.

Игровые приемы обучения, так же как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии.

Педагог, играя с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры. В игре детям просто необходимо быть внимательными к стремительно развивающемуся сюжету. Игра требует от детей запоминать множество обозначений и быстро принимать решение, как поступать в неожиданно возникающих ситуациях, соблюдая при этом правила игры.

Экологическое воспитание детей в процессе игры наиболее эффективно. Играя, ребенок выполняет весь комплекс умственных и практических действий, причем, не осознавая это как процесс преднамеренного обучения.

В экологических играх целесообразно применять художественно оформленный наглядный материал, придумывать интересные игровые сюжеты, привлекать детей к совместному решению единой задачи, прибегать к помощи сказочных героев и музыкального сопровождения.

Использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Список использованной литературы

1. Кондрашева Ю. В. Роль дидактической игры в экологическом воспитании // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 718-721.

2. Лучшие развивающие игры для малышей. Харьков, Белгород: Клуб семейного досуга, 2010. – 345 с.

3. Рылеева Е. В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 160 с.

4. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 2009.

5. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду : программа экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 107 с.

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности» Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности» Обострение экологической проблемы в стране диктует.

Консультация для педагогов «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактических игр» Развитие сенсорных способностей дошкольников через дидактические игры Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) предполагает.

План работы по самообразованию «ФЭМП у дошкольников посредством дидактических игр» Пояснительная записка: Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит.

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности» В Оргкомитет районного конкурса «Воспитатель года - 2018» КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» Новикова С. М. МБДОУ «Коммунарский.

Развитие математических способностей дошкольников, посредством дидактических игр и упражнений Методическая разработка: Тема: Развитие математических способностей дошкольников, посредством дидактических игр и упражнений для закрепления.

Сенсорное воспитание детей 2–3 лет посредством дидактических игр Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Опыт работы «Развитие речи дошкольников посредством использования дидактических игр» В 2017-2018 учебном году я приняла детей второй младшей группы. Анализ проведённых наблюдений показал, что речевое развитие детей находится.

Развитие интеллектуально-познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр Развитие интеллектуально-познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр. В исследованиях отечественных.

Экологическое воспитание дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности Экологическое воспитание дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр
Опубликовано: 3 октября 2018 в 14:19
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Прохорова (УИ 776779) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД